Ольга Куклина
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемые результаты:
Личностные
формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирование устойчивого учебно-познавательного интереса, установки на здоровый образ жизни, основ экологической культуры
Метапредметные
извлекать необходимую информацию из текстов, использовать знаково-символические средства, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение, анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений, контролировать и корректировать свою работу
Предметные
Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Общее понятие об однокоренных словах“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
находить, подбирать и сравнивать однокоренные слова, выделять в них корень, выделить два признака однокоренных слов, работать с разными видами словарей
Ход УРОКА
1. Организационный момент
-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, находчивость, аккуратность и смекалка.
- Я прошу вас открыть тетради. Записать число и вид работы: классная работа. Какие орфограммы встретились в записи?
2. Минутка чистописания
- Упражняемся в правильном написании заглавной и строчной буквы Бб. Вспомним, из каких элементов состоят эти буквы.
-Пропишите до конца строки.
- Поменяйтесь с соседом тетрадями. Обведите простым карандашом самую красивую и удачную на ваш взгляд букву.
3. Словарно-орфографическая работа
- Буква Б стоит в начале самых разных слов, мы поработаем с одним
из них (слово предоставляется одному из учеников)
- Запишем слово берёза в тетрадь. Подчеркните безударную гласную.
- Что можете рассказать об этом слове? (имя существительное, неодушевлённое
словарное).
-У одного из русских поэтов есть очень красивое стихотворение об этом дереве,
с его творчеством мы знакомились на уроках литературного чтения.
4. Сообщение темы и целей урока
-На уроке окружающего мира каждый составлял свою родословную. О ком вы
рассказывали в этой работе? (о родителях, родственниках).
-Как вы думаете, почему об этой работе я заговорила на уроке
русского языка? (у слов тоже есть родственники).
-На уроке речь пойдёт о родственных словах. Какие вопросы по теме
урока мы можем задать?
5. Изучение нового материала
-Какие слова называют родственными?
-Подберите родственные слова к существительному берёза (берёзка,
подберёзовик, березняк). Что такое березняк?
-Почему эти слова являются родственными? (у них есть общая часть)
-Найдите общую часть данных слов (берёз)
-Как выделим общую часть родственных слов?
-Общая часть родственных слов выделяется дугой.
-Как называется эта часть слова? (корень)
-Какое значение имеет слово корень? Каким словарём можем
воспользоваться? (толковым словарём)
-Какое из перечисленных значений будет интересовать нас на уроках русского
языка? (корень-это основная значимая часть слова)
-Какой вывод можем сделать о родственных словах? (У родственных слов
одинаковый корень)
-Этим словам можно дать другое название – однокоренные.
-Обратите внимание на следующий слайд. Слева картина русского художника
Фёдора Решетникова «Опять двойка». Попробуйте передать состояние
мальчика одним словом (горе). Справа на картине – гора. Что можете сказать
о корне в этих словах? (одинаковый) Можем ли мы назвать эти слова
однокоренными? (нет, у них разное значение)
-Какие слова назовём однокоренными? (слова, которые имеют один корень
и общее значение)
-Убедимся, что мы правы в своих предположениях. Где будем искать
доказательства нашей правоты? (в учебнике)
-Прочитайте правило.
-Сейчас физкультминутка. Проводит дежурный.
-Зарядка для снятия напряжения с глаз: стреляем глазками, «часики»,
закрыть глазки и медленно сосчитать до пяти.
6. Первичное закрепление
Задание 1
-Вашему вниманию предлагается сценка «Родственники»
-Кто прав? Кто ошибается в родственных связях? Обоснуйте свой ответ.
-Как найти корень слова? (найти общую часть однокоренных слов)
-Что скажете о написании корня в однокоренных слова? (пишется одинаково)
Задание 2
-Будем упражняться в подборе однокоренных слов.
-Название какого дерева сегодня звучало? (Берёза) На какие группы
можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные) В чём отличие
этих групп?
-Какие деревья знакомы? (кедр, сосна, ель)
- О хвойных деревьях немало интересных историй, некоторые из них мы
выслушаем.
-Выполним следующее задание: в первый столбик запишите название дерева,
а во второй название шишки, которая на нём растёт. В однокоренных словах
выделим корень.
Задание 3
-Потренируемся в распознавании однокоренных слов, работаем в парах.
У вас на столе в конверте лежат слова, приготовьте их. Одновременно к трём
словам приехали родственники, но они перепутались. Ваша задача:
объединить родственные слова.
(Соль сад зима
Солёный садовый зимний
Солить садить зимовать)
-Что интересного заметили? (1 строка- и. сущ., 2 строка- и. прил.,
3 строка-глагол)
-Одновременно 2 человека поработают индивидуально у доски по карточке.
• Запиши только однокоренные слова, выдели корень. Какое слово
лишнее? Почему?
Печь, печка, печник, печатать.
• Запиши только однокоренные слова, выдели корень.
Какое слово лишнее? Почему?
Звон, звонок, звоночек, позвонок.
7. Обобщение
-Одновременно с нами сказочные герои тоже знакомились с однокоренными
словами. Кто из них был внимательным на уроке? Почему вы так считаете?
( Буратино: корень – общая часть предложения.
Мальвина: корень – общая часть всех слов.
Золушка – корень общая часть однокоренных слов.)
8. Итог урока
-Мы с вами хорошо потрудились. Что нового узнали на уроке?
-Попробуйте проанализировать свой результат.
Продолжите предложения:
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
На следующем уроке мы…
9. Домашнее задание
-Домашнее задание по выбору.
Задание упр. 293 заключается в сравнении однокоренных слов и
выделении в них корня по образцу.
Задание на карточке аналогичное, но прежде чем сравнить однокоренные
слова их необходимо найти в данном тексте.