Ирина Дрогунова
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов»
▼ Скачать + Заказать документы
]Тема «Устойчивые сочетания слов»
Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Задачи урока :
Личностные:
- научиться вести коммуникативную деятельность
-устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом
-с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека
Метапредметные:
Публикация «Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе „Устойчивые сочетания слов“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом;
- регулятивные: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
- коммуникативные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Предметные:
- научиться распознавать фразеологизмы, понимать их значение, правильно употреблять в речи; познакомиться и научиться пользоваться фразеологическим словарём.
Технологии обучения: технология в сотрудничестве, технология разноуровневого обучения
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
У учителя: учебник, презентация «Устойчивые сочетания слов», интерактивная доска, «Фразеологический словарь русского языка»
У учащихся: учебник, тетрадь, листы для работы в группах, словарь.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Деятельность педагога
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на работу.
«Сегодня будем работать творчески, с интересом, в группах. Вас ожидает много интересных заданий. Чтобы успешно справиться, вам нужно проявить внимание, находчивость и умение работать сообща»
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Деятельность педагога
Запишите число в тетради.
Чистописание:
Н,н. Ни пуха ни пера!
-Когда люди говорят «Ни пуха ни пера!»?
-Как вы думаете, о чём стихотворение, которое имеет такой заголовок?
(Слайд 2)
-Что пожелала мама – квочка провожая сына?
-Почему стихотворение заканчивается такими словами?
-Где выражение употреблено в переносном смысле? Мама-квочка употребила это выражение в переносном значении, желая сыну удачи. Таких выражений очень много в русском языке. Они называются устойчивые сочетания слов или фразеологизмы.
(Слайд 3). Мы уже встречались с ними на уроках русского языка, литературы, в повседневной жизни. Все они употребляются в переносном значении. Если же понимать эти выражения в прямом значении, то может получиться смешная или грустная история. К каким выражениям в прямом значении даны иллюстрации? (Слайды 4-6)
Деятельность учащихся
Пишут в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.
Аргументируют свою точку зрения.
Рассматривают слайды.
3. Постановка учебной задачи
Деятельность педагога
-Что нужно делать, чтобы не попасть в такие ситуации?
Давайте вспомним некоторые выражения:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …
- Мы исходили городок
Буквально вдоль…
И так устали мы в дороге,
Что еле…
- Фальшивят, путают слова,
Поют,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни … .
- Закончите выражение, запишите его в тетрадь, объясните значение. (Слайд 7).
- Некоторые из этих выражений вам легко было вспомнить и объяснить, другие вызвали затруднения.
- Что является нашим помощником на уроках русского языка?
- С какими словарями мы уже знакомы?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарём – фразеологическим. Все выражения в нём находятся в алфавитном порядке. В словарной статье даётся значение выражения, его происхождение, примеры употребления в речи.
- Найдите в словаре выражение «тянуть канитель».
Деятельность учащихся
Слушают учителя. Выслушивают одноклассников. Отвечают на вопросы учителя. Строят речевые высказывания понятные для других. Работают в тетрадях и со словарями.
4. Построение выхода из затруднения. Работа в группах.
Деятельность педагога
Каждая группа должна ответить на вопрос крылатым выражением. Ответить вам помогут рисунки.
(Слайд 8-11)
- об очень большой тесноте в помещении
- о том, кто очень быстро бежит
- о человеке на которого постоянно сваливают чужую вину
- об удачливом, счастливом человеке
-А теперь вам нужно отгадать, о чём говорится в задании, вспомнить как можно больше фразеологизмов с этим словом и записать их на листах. (Приложение 1).
Деятельность учащихся
Работают в группах. Обсуждают и выслушивают друг друга. Дополняют ответы. Выступают с ответами. Корректируют и осуществляют контроль, дают словесную оценку
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(Разноуровневые задания)
Деятельность учителя
Уровень1. Составьте небольшой рассказ на тему «В лес за грибами», уместно используя данные фразеологизмы (не обязательно все) : чуть свет, ни свет ни заря, глаза разбегаются, глаза разгорелись, рожки да ножки, дух захватывает, как в воду глядел.
- Каждая группа представляет свой вариант текста.
Уровень2. Вставить в текст подходящие по смыслу фразеологизмы (набор фразеологизмов аналогичен).
Деятельность учащихся.
Работают в группах. Представляют свои работы. Выслушивают друг друга. Обсуждают варианты ответов. Дают словесную оценку, вносят коррективы.
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (Разноуровневые задания)
Деятельность учителя
Уровень1. Найдите в словаре выражения «от доски до доски», «бить баклуши», «попасть впросак», «проще пареной репы».
- Составьте с этим выражением своё предложение и запишите в тетради.
Уровень2. Найдите в словаре выражения «от доски до доски», «бить баклуши», «попасть впросак», «проще пареной репы». Запишите их толкование в тетрадь.
Деятельность учащихся
Самостоятельно работают со словарями. Проверяют в парах. Оценивают.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Деятельность учителя
Фразеологизмы, как и слова, имеют синонимы и антонимы. Составьте пары из данных выражений. (Слайды 12-13)
Деятельность учащихся
Работают фронтально, отвечают на вопросы, устанавливают причинно – следственные связи. Выслушивают одноклассников, вносят коррективы
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Деятельность учителя
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было самым трудным для вас?
- В чём была причина затруднения?
- Что было самым интересным?
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы. Занимаются самоанализом и самооценкой. Обсуждение взаимодействия
8. Домашнее задание.
Деятельность учителя
Уровень1. Составить с 5 фразеологизмами предложения.
Уровень 2. Объяснить значение 5 фразеологизмов.
Деятельность учащихся
Слушают учителя. Задают вопросы. Записывают д/з.
9. Заключительный этап.
Деятельность учителя
Заключительное слово учителя. Оценка деятельности учащихся. Слова благодарности.
Деятельность учащихся
Слушают учителя. Показывают поведением, что урок окончен.