Папки-передвижки

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком

Алёна Рыбакова
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком.

Умк: «школа россии»

РЫБАКОВА АЛЁНА АНДРЕЕВНА

Тема урока : Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком.

Тип урока : Урок развития умений и навыков.

Уровень подготовленности класса : средний

Цели урока :

I. Предметные:

Публикация «Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе, Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком» размещена в разделах

Познавательные:

1) Актуализировать знания о характеристике предложений (по интонации, цели высказывания и т. д.)

2) Актуализировать знания о частях речи.

3) Актуализировать знания о разделительном мягком знаке (определение).

4) Актуализировать знания о смягчающем мягком знаке.

5) Актуализировать знания о проверяемой и непроверяемой орфограмме (определение).

6) Актуализировать знания о корне слова.

7) Актуализировать знания о основной мысли текста.

8) Актуализировать знания о звуках и буквах.

Практические:

1) Закреплять умение определять части речи.

2) Развивать умение выделять основу предложения.

3) Развивать умение давать характеристику предложения.

4) Развивать умение выделять корень слова (125, 126).

5) Формировать умение вставлять недостающие буквы в слова.

6) Формировать умение находить и писать слова с разделительным мягким знаком (125, 126).

7) Развивать умение определять основную мысль текста (125).

8) Формировать умение находить в слове разделительный и смягчающий мягкий знак (125, 126).

II. Метапредметные:

1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) Учить осуществлять совместную деятельность в парах, осваивать различные способы взаимной помощи (раздаточный материал);

3) Находить ответы на вопросы в тексте (при чтении определений);

4) Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

5) Формировать умение контролировать свои действия и действия своих одноклассников.

III. Личностные:

1) Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

2) Формировать учебно- познавательный интерес к русскому языку;

3) Формировать интерес к стихотворениям (125).

Методы:

Методы формирования умения нахождения и исправления орфографических ошибок:

-метод орфографической правки (Постановка учебной проблемы).

Методы формирования орфографической зоркости:

-нахождение слов с определенной орфограммой (Обучение умению применять полученные сведения на практике – обучение способу действий с новым материалом; Формирование знаний и умений).

-письмо с пропусками орфограммы (Формирование знаний и умений).

Методы формирования умений, связанных с восприятием текста:

-Метод аналитических наблюдений над готовым текстом (Формирование знаний и умений).

Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке :

1. Фронтальная.

2. Индивидуальная.

Средства обучения

-Учебник Канакиной В. П. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В. П., Горецкий В. Г. 2- изд. - М. : 2013; Ч. 1 – 159 с.

- презентация.

Ход УРОКА

Структурный элемент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Организационный момент -Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. Садитесь.

-Открываем тетради. Записываем число и классная работа Проверяют готовность. Садятся.

Актуализация ранее изученного.

Вызываю одного учащегося к доске.

-Запишите предложение: Мама (сущ.) испекла (гл.) вкусный (прил.) торт (сущ.).

-Выделите основу это предложения, определи и подпишите части речи. Что такое основа предложения? (подлежащее, сказуемое).

-Какая основа этого предложения?

-Давайте дадим характеристику этому предложению.

-Какие предложения бывают по цели высказывания?

-Какое по цели высказывания это предложение? Напиши рядом с предложением в скобках.

-А какие бывают предложения по интонации?

-Какое это предложение. Запиши в скобках.

-Какое предложение называется сложным? А какое простым?

-Какое это предложение? Почему?

-Какое предложение называют распространенным, а какое нераспространенным?

-Какое это предложение? Почему?

-Молодцы.

-Мама испекла.

-Повествовательные, вопросительные, побудительные).

-Повествовательное.

- Восклицательные и невосклицательные.

-Невосклицательное.

-Простое- одна грамматическая основа. Сложное- с несколькими грамматическими основами.

-Простое. Одна основа.

- Нераспространённые предложения состоят только из главных членов. Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть

второстепенные, называются распространёнными.

-Распространенное. Есть второстепенные члены.

Постановка учебной проблемы На слайде: семя, семья.

-Ребята, посмотрите на доску. Что вы заметили необычного?

-А какой это Ь?

-Почему разделительных Ь пишется в одном слове, а в другом- нет?

-В этом случае что происходит с буквой, стоящим после разделительного Ь?

слове семья есть мягкий знак.

-Разделительный Ь.

-Пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

-Обозначает два звука.

Поиск решение проблемы – осознание сути нового материала -Давайте докажем, что в слове семья мягкий знак является разделительным. Что нам нужно сделать?

-Кто мне может сказать, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-А какие цели нам нужно поставить перед собой? -Выделить корень в слове. Убедиться, находится ли Ь в корне и посмотреть, какой гласный стоит перед ним.

Предположения детей.

Запоминание и воспроизведение новой информации -Скажите, когда мы пишем разделительный Ь?

-А какую роль он выполняет?

-Что происходит с буквой, стоящим после разделительного Ь?

-А каким еще бывает мягкий знак?

-Какую роль он выполняет? -Пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

-Показывает, что согласный звук не сливается с гласным, т. е. разделяет их.

-Обозначает два звука.

-Смягчающим.

-Смягчает согласный звук.

Обучение умению применять полученные сведения на практике – обучение способу действий с новым материалом Упражнение 125. Задание: Прочитайте. Определите главную мысль стихотворения. Найдите в словах букву, которая звука не обозначает. Какую роль она выполняет в каждом из слов? Спишите. Одной чертой подчеркните мягкий знак-показатель мягкости согласного звука, двумя- разделительный мягкий знак.

Постановка учебной цели: Мы с вами выяснили, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. Сейчас мы будем учиться находить слова с разделительным мягким знаком.

Разъяснение сути задания:

-Откройте учебник на странице 68. Посмотрите на упражнение 125. Прочитайте задание к упражнению.

-Ваша задача, списать стихотворение. Подумать и устно ответить, какая главная мысль этого стихотворения. Кто скажет, что такое главная мысль?

-Найти в словах букву, которая звука не обозначает, подумать, какую роль она выполняет в каждом из слов и также ответить на это задание устно. Одной чертой подчеркнуть мягкий знак-показатель мягкости согласного звука, двумя- разделительный мягкий знак.

-Всем все понятно? Приступайте.

Организация проверки:

1. Скажите, какая главная мысль этого стихотворения?

2. Какая буква в словах не обозначает звука?

3. Какую роль она выполняет в каждом из слов?

4. В каких словах вы подчеркнули мягкий знак одной чертой? (Учащиеся выходят и подчеркивают их на интерактивной доске).

5. А в каких словах вы подчеркнули мягкий знак двумя чертами?

6. Как убедиться в том, что это разделительный мягкий знак.

7. Сколько звуков обозначает буква я после ь в слове несчастья? Друзья? Какие?

Выводы: Как мы может отличить слова с разделительным мягким знаком от слов со смягчающим?

-В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

-Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

-Сколько звуков обозначает гласная буква, стоящая перед разделительным ь?

Обобщение-вывод учителя: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. В этом случае гласные буквы обозначают два звука.

-Давайте сравним наши выводы с информацией в учебнике. Прочитайте её.

-Правильно мы думали?

-Когда мы пишем разделительный Ь?

-Что происходит с буквой, стоящей перед разделительным Ь? Читает один учащийся.

Предположения детей

-Это то, что хотел автор в своем стихотворение.

-Нельзя играть на проезжей части.

-Мягкий знак.

-Служит для обозначения мягкости.

-Играть, нельзя.

-Несчастья, друзья.

-Он находится в корне, после него стоит гласная буква я.

-Два. [Й, а]

-Разделительный мягкий знак служит для того, чтобы показать, что согласный звук не сливается с гласным, т. е. разделяет их.

-В корне слова.

Ё, е, и, ю, я.

-Два

-Пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

-Обозначает два звука.

Физкультминутка.

Формирование знаний и умений Упражнение 126.

Задание. Прочитайте. Озаглавьте текст. Что обозначает каждое выделенное слово? Найдите на рисунке мышку. В каких словах употреблен разделительный мягкий знак, а в каких- мягкий знак как показатель мягкости согласного звука? Спишите второе предложение. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Постановка учебной цели: мы с вами узнали, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. в этом случае гласные буквы обозначают два звука. Сейчас мы будем учиться находить и подчеркивать слова с разделительным мягким знаком.

Разъяснение сути задания:

-Посмотрите на упражнение 126. Прочитайте задание.

-Вам нужно прочитать и озаглавить текст. Подумать и устно ответить, что обозначает каждое выделенное слово. Сказать, в каких словах употреблен разделительный мягкий знак, а в каких- мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Списать второе предложение и подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

Организация проверки:

1. Как можно озаглавить текст?

2. Что обозначает каждое выделенное слово?

3. В каких словах употреблен разделительный мягкий знак.

4. Как убедиться в том, что это разделительный мягкий знак.

5. Сколько звуков обозначает буква ю после мягкого знака в слове компьютер? С помощью? Какие?

6. Запомните, как пишется слово компьютер. Данная орфограмма является непроверяемой.

7. В каких- мягкий знак как показатель мягкости согласного звука?

8. Все правильно подчеркнули слова с разделительным мягким знаком?

Выводы: Как мы может отличить слова с разделительным мягким знаком от слов со смягчающим?

-В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

-Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

-Сколько звуков обозначает гласная буква, стоящая перед разделительным ь?

Обобщение-вывод учителя: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. В этом случае гласные буквы обозначают два звука.

-Прочитаем информацию, данную ниже упражнения.

-Что мы называем орфограммой?

-Что такое непроверяемая орфограмма? Проверяемая?

-Запомните это.

Задание на доске. Крыл. я, плат. е, бул. он. Вставь недостающую букву.

Постановка учебной цели: мы с вами узнали, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. в этом случае гласные буквы обозначают два звука. Сейчас мы будет учиться писать слова с разделительным мягким знаком.

Разъяснение сути задания:

-На доске написаны слова. Ваша задача вставить недостающую букву. Объяснить свой выбор.

Организация проверки:

1. Какие буквы вы вставили в слова.

2. Почему?

3. Какую роль он выполняет?

Вывод: Когда в словах пишется разделительный Ь?

Обобщение-вывод учителя: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

Читают.

Высказывают предположения (Мышка).

-Мышка-животное.

-«Мышка»- часть компьютера.

-Хвостик- часть мыши или часть компьютерной «мышки».

-Разделительный- компьютер, с помощью.

-Он находится в корне, после него стоит гласная буква ю.

-Два. [й, у]

-Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука- маленькая.

-Разделительный мягкий знак служит для того, чтобы показать, что согласный звук не сливается с гласным, т. е. разделяет их.

-В корне.

- Е, ё, ю, я, и.

-Два.

Отвечают.

-Показывает, что согласный звук не сливается с гласным, т. е. разделяет их.

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и.

Постановка домашнего задания -Дома нужно сделать упражнение 127. Ваша задача подумать, какое из выделенных слов самое «молодое», т. е. появилось недавно. Какие изученные орфограммы есть в данных словах. Записать слова, разделяя черточкой для переноса, там, где возможно. Образец у вас дан. Опирайтесь на него Слушают. Записывают.

Итоги урока -Что мы сегодня делали на уроке?

-Какой мягкий знак называется разделительным?

-Сколько звуков обозначает гласная буква, стоящая перед разделительным Ь?

-Что такое орфограмма?

-Какая орфограмма называется проверяемой?

-Какая орфограмма называется непроверяемой?

-Достигли ли мы поставленных целей? -Тот, который пишется в корне слова, после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и.

-Два

-Орфограммой называется буква, написание которой нужно запомнить или проверить.

-Если орфограмму можно проверить.

-Если орфограмму нельзя проверить.

Рефлексия -Всем ли все было понятно на уроке?

-Поставьте себе карандашом оценку на полях за работу на сегодняшнем уроке. Потом, при проверке тетрадей я посмотрю.

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.

Конспект урока по русскому языку «Сочетание жи-ши» в 1 классе по ФГОС (УМК «Школа России») Тема урока: Сочетание жи – ши. Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши Задачи: • Обучающие: вырабатывать навыки и умения в правописании.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе в специальной (коррекционной) школе «Строчная буква «Ц» Тема: «Строчная буква ц». Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формировать умение писать строчную букву ц. Задачи: образовательные:.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Зимние развлечения детей» Тема: Сочинение по картине «Зимние развлечения детей» Цель: Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Твёрдые и мягкие согласные звуки» Цель урока (для учителя): Сформировать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 20:23
+116Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Рыбакова (УИ 1773117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД