Мария Мерзлякова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»
▼ Скачать + Заказать документы
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока русского языка на тему :
«Написание существительных с суффиксом –ищ-»
Подготовила студентка
23 группы
Мерзлякова Мария
Дата проведения:15.03.2019
Заверили:
Учитель: ___Абишева Е. А.
Методист: ___Наумова Н. В.
Отметка:___
Саратов 2019
Дата проведения: 15.03.19
Класс : 3
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 3 классе „Написание существительных с суффиксом — ищ-“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Тема урока : написание существительных с суффиксом –ищ-
Цель урока : сформировать усвоение учащимися правила правописания суффикса -ищ- у существительных.
Задачи урока :
-закрепить умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
-формировать умение правильного написания окончания существительных с суффиксом –ищ- ;
-закрепить умение находить в словаре необходимую информацию;
-развивать логическое мышление, внимание;
-формировать учебную мотивацию;
-развивать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Ход урока.
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Все ли у вас есть на парте, учебник,тетрадь, пенал.
II .Мотивационный этап
Прозвенел звонок для нас,
Мы пришли учиться в класс.
Будем мы старательны,
Будем мы внимательны.
III.Словарная работа
-Откройте свои тетради, напишите число, классная работа.
-Сейчас мы проведем с вами словарный диктант. Записывайте слова в тетрадь.
-Хоккей, декабрь, орех, чувство, космос, космонавт, победа, трактор, горячий, кровать, экскурсия, молоток, рисунок, дорога, расстояние, обед, винегрет, потом, метро.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, посмотрите на доску, проверьте, так ли у вас написаны слова.
-Молодцы!
IV. Актуализация опорных знаний
-Скажите, если предмет был обычным, а стал огромным, то как мы скажем?
-Например: слон-слонищ_, нога-ножищ_,зуб-зубищ_,комар-комарищ_.
-Какая часть слова помогает нам образовывать новые слова (суффикс –ищ-)
-Что не дописано у этих слов (окончания)
-Какие окончания мы должны дописать в этих словах?
V. Выявление места и причины затруднения, целеполагание.
-А мы точно можем сказать, какие окончания мы должны дописать?
-Или мы должны знать какие-то правила для правильного написания окончаний с этим суффиксом?
-Так какую же цель мы с вами сегодня поставим? (научиться писать окончания существительных с суффиксом –ищ-)
VI.Построение проекта выхода из затруднений.
-Что нужно сделать, чтобы узнать, какие окончания нужно писать у существительных с суффиксом –ищ-?
-Давайте понаблюдаем и найдём закономерность, и сами выведем правило.
VII. Реализация проекта
-Откройте учебники на странице 79. Прочитайте текст. (один ученик читает вслух)
-Давайте и мы найдём эти существительные, о которых говорит Миша. (дети открывают ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ)
-Откройте словарь на –А, на –ища.
-Прочитайте по цепочке слова, которые вы там видите. Скажите, от какой основы они образованы, какого рода эти слова.
-А теперь откройте словарь на –Е, на –ище.
-По цепочке прочитайте список слов, и скажите, от основ каких слов они образованы. Сразу называйте род слова. (например зубище-от основы слова зуб-мужской род)
-Давайте сделаем вывод:
1)-Скажите, так почему слова заканчиваются на –а?
(Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-.)
2) - А почему у слов окончание –е? (Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е)
3) Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ РОД того слова, от ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (да)
4) Одинаковые ли окончания у слов мужского рода и среднего рода с этим суффиксом? (Да,одинаковые. Окончание –е).
-Прочитайте текст в рамочке на странице 81. (ученик читает вслух)
-Да,молодцы! Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а, если слово, от основы которого оно образовано женского рода. Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода.
-А как правильно сказать: мой больной зубище или моё больное зубище (мой больной зубище, т. к. зубище образовано от основы зуб-мужской род)
-А как правильно: какой сильный морозище или какое сильное морозище (какой сильный морозище,т. к. морозище образовано от основы мороз-мужской род)
VIII. Первичное закрепление с проговариванием
-Найдите упражнение 92.
-Прочитайте пересказ текста. (попросить одного ученика прочитать вслух)
(Два приятеля Славочка и Боренька МИРНО беседуют. Один сидит на скамеечке,а другой на заборчике. В руках у каждого - тетрадочка и карандашик. Потом они ССОРЯТСЯ, и всё сразу меняется. Теперь они уже не Славочка и Боренька, а Славище и Борище. Заборчик теперь - заборище, а скамейка - скамеища. В руках у каждого - тетрадища и карандашище.)
-Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слово. (тетрадочка-тетрадища,карандашик-карандашище,Славочка- Славище, Боренька-Борище, заборчик-заборище)
-Запишите в тетрадь эти слова парами. В скобках укажите род исходного слова.
-Найдите упражнение 45 в тетрадях. (если дети поняли упражнение 42,то данное упражнение выполняют самостоятельно)
(Лялечка прыгнула с дерева,
Чудищ. (___) прыгнуло к ней,
Сцапало бедную лялечку
И убежало скорей.
Лестницею винтовой
Каждый вечер,
Ближе к ночи,
На маяк идёт рабочий.
Наверху фонарищ. (___)
Яркий,
Как пожарищ(___).)
-Прочитайте отрывки стихотворений.
-Найдите слова с пропущенными окончаниями. Выделите в них суффикс. Рядом в скобках напишите слова, от основ которых они образованы. Укажите род исходного слова. Впишите окончания. ( чудище:чудо,ср. р., фонарище: фонарь,м. р. , пожарище:пожар,м. р.)
-Найдите в одном из отрывков существительное с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова», которую нельзя проверить,- это словарное слово. Подчеркните его желтым карандашом.
-Какое это слово? (лестницею)
-Молодцы!
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
-Найдите в учебнике упражнение 93.
-Прочитайте отрывок из стихотворения.
(Чудовищная история.
Жило-было Чудищ---
Юное страшилищ. .
Росту непомерного,
Непомерной силищи. (выделенное.)
Жило припеваючи
В преогромной ямище (выделенное)
У своих,у любящих
Папищи (выделенное) и мамищи. (Веделенное)
-Выпишите выделенные слова столбиком. Окончания пока не пишем! Рядом напишите слово, от основы которого оно образовано, укажи род исходного слова. Допишите самостоятельно окончания.
-Миша написал такие окончания : папище, мамища. (правильно)
-Маша написала такие окончания : папища, мамища.
-С кем вы согласитесь? А почему?
-Найдите упражнение 46 в тетрадях.
-Из упражнения 45 выпишите 6 слов с орфограммой «безударный гласной в корне слова, проверяемый ударением». Орфограмму подчеркните. Рядом напишите проверочные слова.
Задание выполняем самостоятельно. Проверка с образца.
( с дерева:деревья, убежало:бег, скорей:скоро, винтовой:винт, наверху:верх, вечер:вечерний).
-Найдите упражнение 94 в учебнике.
-Прочитайте шуточный текст.
(«Я знаю,
Что сделаю
С мехом
Сказала
Моль моли
Со смехом.
«Я вас понимаю,
Мисс Молли»,-
В ответ
Улыбнулась
Моль моли.
Однако
От этой
Шутки
Моей
Не смешно стало
Шубке.)
-Задайте вопросы к выделенным глаголам.
-Какое из них обозначает действие, происходящее в настоящее время?А какие уже произошли? (Я (что делаю)знаю-наст. время,
моль (что сделала)сказала-прош. время)
- Какое личное местоимение повторяется в текст 2 раза (личное местоимение 1-го л,ед. ч. ,-я)
IX.Рефлексия
-Скажите, так какое окончание будет у слов с суффиксом –ищ- мужского и среднего рода(-е)
-А какое окончание будет у слов с суффиксом –ищ- женского рода? (-а)
-Продолжите фразу:
на уроке я узнал…
на уроке мне было трудно…