Надежда Олифиренко
Конспект совместной образовательной деятельности «Поговорим об уважении»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности «Поговорим об уважении»
Рекомендуемый возраст: воспитанники старшей и подготовительной группы.
Цель: создание условий для усвоения и присвоения правил поведения и норм морально-нравственных ценностей дошкольников через понимание собственных эмоций и чувств окружающих во взаимодействии с родителями, воспитателями и сверстниками.
Задачи: способствовать формированию средств межличностного взаимодействия в ходе специально созданных ситуаций;
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности „Поговорим об уважении“» размещена в разделах
развивать эмоциональную отзывчивость, социальный интеллект, стремление к деятельности с взрослыми и сверстниками;
формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
обогащать позитивный опыт через ориентацию на успех.
Уважаемая Вера Михайловна
(Сказка об уважении)
Аленка и Кирюша сидели в детской песочнице и строили крепость. Кирюша привозил песок в игрушечном грузовике, а Аленка лопаткой ровняла горку. Кирюша внезапно крикнул: «Стоп работа!» Он достал из кармана краснобокое яблоко, откусил от него кусочек и начал жевать. Аленке тоже хотелось яблоко, но она постеснялась попросить мальчика поделиться с ней. Кирюша ни о чем не догадывался и уплетал яблоко, громко чавкая. Затем он размахнулся и запустил огрызком по урне. В урну огрызок не попал, а отлетел и упал рядом.
Дворник Вера Михайловна подметала под скамейкой возле подъезда и видела, как Кирюша бросил огрызок.
Бабушку Веру, которую жильцы дома звали Михайловной, все очень уважали.
Она с раннего утра убирала двор, бегала в магазин или в аптеку за лекарствами, если кому-то было нужно, а для ребятишек у нее всегда находились в кармане конфеты. Баба Вера покачала головой и продолжила подметать.
- Кирюша, подними огрызок и выброси его в урну, - попросила Аленка. Мальчишка и не собирался прерывать игру, которая его вновь увлекла. Он пробурчал, поглядев на дворника:
-Подумаешь! Это ее работа! Не я же дворник, а она! Пусть и убирает!
Аленке стало стыдно, что эта добрая пожилая женщина должна убирать за невоспитанным шалуном. Девочка подошла к урне, подцепила лопатой огрызок и аккуратно спустила его в урну, а Кирюше она сказала:
-Эх, ты! Извинись перед Верой Михайловной. Дворник - уважаемая профессия. Баба Вера делает наш двор чистым и уютным. Ты еще спишь, а она уже на ногах! Листву убирает, во время гололеда дорожки песком посыпает. Она хозяйка нашего двора, а ты ее обидел. Вот и не буду с тобой играть!
Кирилл покраснел, засопел и пошел к бабе Вере:
- Простите, я не хотел! Промазал просто! Можно я Вам помогу цветы на клумбе полить?
Вера Михайловна улыбнулась, а потом протянула длинный шланг, и дети, передавая его друг другу, поливали анютины глазки на клумбе, а Кирюша думал, что если бы Вера Михайловна эти цветы не посадила, такой красоты бы не было. Думал и уважительно сопел.
Культурные практики
Беседа с ребенком об уважении.
Расскажите ребенку, что значит уважать человека, его мнение, мысли.
Поделитесь информацией о том, что уважение должно быть не только к людям, но и к природе, Родине и т. д.
Обсудите ситуации неуважительного отношения :
-когда пожилым людям не уступают место в общественном транспорте,
-когда грубят старшим,
-когда перебивают старших,
-когда оставляют после себя мусор в лесу и т. д. Сделайте с ребенком случайные фотографии уважительного отношения людей друг другу (как уступают место в общественном транспорте, помогают пожилым и т. д.)
Создайте фотокнигу:
- вклеить фотографии,
- подписать,
- сочинить историю уважительного отношения
Попрактиковать уважительное отношение с ребенком:
-уступить место в общественном транспорте,
-поблагодарить продавца,
-помочь воспитателю, маме, другу и т. д.
Упражнение «Портрет уважения»
Цель: формирование у ребенка позитивного отношения к уважительному поведению.
Задачи: 1. Установить эмоционально-позитивный контакт воспитателя с ребенком.
2. Помочь развитию рефлексии ребенка.
3. Развивать образное мышление ребенка.
4. Трансформировать уверенность в положительную эмоцию.
5. Формировать доверие.
Материалы: фотографии, которые были сделаны во время практической работы, белый лист А4, цветные карандаши.
Ход работы: разложить на столе фотографии, затем предложить ребенку представить, какой бы подарок хотел каждый из персонажей на фото получить на день рождение или другой праздник.
После обсуждения предложить ребенку изобразить подарки на бумаге и символически вручить каждому персонажу.
Преимущество упражнения в том, что ребенок может выразить свои потребности, ожидания и проекции, легко и экологично приняв полученную информацию.