Алена
Коррекционное обучение как основа личностного развития детей с нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционное обучение или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного обучения состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Впервые специально обучать особых детей начали в Испании в 1578 году. Попытки специального обучения детей с нарушениями интеллекта начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении. В России система специального образования детей появилась в 1797 году.
Концепция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении XX века претерпела ряд изменений. В мировой практике условно выделяют три этапа трансформации:
1. До середины ХХ века – сегрегация (медицинская модель, рассматривающая лицо с инвалидностью и ОВЗ как больного человека, которому необходим медицинский уход и лечение, что лучше всего осуществляется в специальном учреждении.
2. Вторая половина ХХ века – интеграция (модель нормализации, при которой барьеры и ограничения жизнедеятельности людей с ОВЗ стали рассматриваться как неприспособленность окружающей среды к индивидуальным особенностям каждого человека.
3. Середина 80-х годов – настоящее время – инклюзия (модель включения, предполагающая вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью индивидуальной программы, которая соответствует его возможностям, обеспечение специальных условий. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».
Специальные образовательные учреждения делятся на:
1. Коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования:
• ясли-сады;
• детские сады;
• дошкольные детские дома;
• дошкольные группы при детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
2. Коррекционные образовательные учреждения:
• школы I – VIII видов;
• специальные классы в некоторых учреждениях общего образования.
3. Коррекционные учреждения начального профессионального образования.
4. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи:
• центры диагностики и консультирования;
• центры психолого-медико-социального сопровождения;
• психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
5. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
Отбор детей во все коррекционные образовательные учреждения осуществляет ПМПК. Комиссия даёт заключение о состоянии психофизического развития ребёнка и рекомендации о дальнейших формах обучения.
Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов.
Во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.
I вид – специальное образовательное учреждение для глухих детей.
II вид – специальное образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей.
III вид – специальное образовательное учреждение для слепых детей.
IV вид – специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.
V вид – специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.
VI вид – специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
VII вид – специальное образовательное учреждение для детей с трудностями в обучении – с задержкой психического развития.
VIII вид – специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью.
Все виды школ, кроме последнего (VIII вид, дают своим выпускникам так называемое цензовое образование.
Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам:
1 ступень— начальное общее образование;
2 ступень— основное общее образование;
3 ступень— среднее (полное) общее образование.
Инклюзивное образование – это воспитание и обучение детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских садах) вместе с нормально развивающимися детьми.
Инклюзивному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:
1. Имеющие снижение слуха до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
2. Имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
3. Имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
4. Имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.
Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями: посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении; путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).
Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) инклюзивному обучению в общеобразовательных учреждениях:
1. Имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);
2. Имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);
3. Имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;
4. ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).
Плюсы и минусы инклюзивного образования:
Плюсы Минусы
1. Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками 1. Ребёнок с ОВЗ медленнее усваивает образовательную программу
2. Дети с ОВЗ чувствуют себя на равных с другими детьми 2. Ребёнок с ОВЗ не сможет выдержать высокую учебную нагрузку
3. Дети с ОВЗ получают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе 3. Учитель не может уделять достаточно внимания детям с ОВЗ
4. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей 4. Недостаток специалистов по работе с детьми с ОВЗ (специально обученные психологи, дефектологи, мед. работники)
5. Другие дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равных членов общества
Другие варианты обучения детей с ОВЗ:
1. Домашнее обучение
• преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;
• обучение ведётся по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося;
• по окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
2. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Сущность личностно-развивающего обучения в коррекционной школе - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание уникальности каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций.
a) основные элементы личностно-развивающих занятий, адаптированных для использования в коррекционной школе;
b) организация разнообразной учебной среды, способствующей не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем.
Правильно составленная программа индивидуальной работы с учащимися с опорой на потенциальные возможности личности, использование личностно-развивающего обучения способствуют коррекции нарушенных психических функций и личностных качеств, развитию сохранных до максимально возможного уровня, формированию прочных привычек нравственного поведения, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучение особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (конституционного, соматогенного, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза) позволяет наиболее точно определить методы работы и спрогнозировать ожидаемые результаты, решение которых зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральная из которых – соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого конкретного ученика.