Алена
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми РАС
▼ Скачать + Заказать документы
1. Ознакомление с окружающим миром
Задачи:
• Развивать стремление действовать вместе со взрослым и сверстниками;
• Вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;
• Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
• Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в детском саду»);
• Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
• Развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе;
• Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить выражать свои эмоции действием (жалеет – обнимает, гладит по голове, радуется – хлопает в ладоши и т. д.);
• Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь и др.);
• Формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
• Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
• Знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе взрослого;
• Формировать первичные представления о домашних и диких животных и птицах, детенышах, внешнем виде и образе жизни;
• Знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, спортивный праздник и др.).
2. Речевое развитие
Задачи:
• Учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;
• Расширять понимание речи, закреплять понимания слов;
• Накапливать пассивный словарь;
• Воспитывать потребность в речевом общении;
• Развивать понимание и выполнение одно- и двухступенчатых инструкций;
• Обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы);
• Создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях;
• Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения.
3. Формирование элементарных математических представлений
Задачи:
• Учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;
• Учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
• Знакомить со способами проверки, используя приемы наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;
• Осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);
• Развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п. ;
• Знакомить с некоторыми самыми общими принципами счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете;
• Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, учить находить фигуры из ряда картинок.
4. Сенсорное развитие
Задачи:
• Развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;
• Развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
• Развивать систему зрительно-слухо-двигательной связи;
• Развивать тактильно-кинестетическое восприятие, развивать познавательные функции руки;
• Развивать ориентировку в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову);
• Учить узнавать целый предмет по его фрагментам (для развития целостного образа).
5. Развитие психических функций
Задачи:
• Воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи;
• Воспитывать слухоречевую память при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций;
• Развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками;
• Развивать мыслительную деятельность при конструировании из кубиков, из палочек по подражанию и образцу;
• Учить ориентировке в схеме собственного тела;
• Учить изменять и определять собственное местонахождение в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т. д., направления движения (вниз – вверх, вперед – назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста, и символических средств;
• Учить выполнять простейшие постройки по подражанию педагогу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога;
• Развивать операционно-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета);
• Массаж кистей и пальцев рук;
• Развивать мелкую моторику рук в процессе пальчиковых игр и упражнений;
• Учить складывать пирамидку по подражанию, затем самостоятельно;
• Упражнять в складывании матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно;
• Упражнять в усвоении навыков работы с ящиком форм;
• Учить выкладывать фигуры из счетных палочек (4 – 5) по подражанию и по образцу.