Юлия Сухарева
Конспект подгрупповой образовательной деятельности для детей старшего возраста с ФФНР по теме «Звук [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - закрепить умение правильно произносить звук л в слогах, в словах и в предложениях.
Коррекционные задачи:
- уточнить правильную артикуляцию и характеристику звука л;
- совершенствование грамматического строя речи (употребление множественного числа существительных; существительных в В. п., образование относительных прилагательных, употребление слов-антонимов).
- продолжать учить детей находить звук в разных позициях слова;
- учить составлять предложения с предлогом около;
- упражнять детей в звуковом анализе слов;
Публикация «Конспект подгрупповой образовательной деятельности для детей старшего возраста с ФФНР по теме „Звук [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, восприятие;
- развивать общую моторику;
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
Оборудование: магнитофон, Лунтик –игрушка, картинки –фотографии героев мультфильма «Лунтик», сигнальные карточки, сюжетная картинка (комната бабы Капы, облака, предметные картинки со звуком л, схемы, звуковички, магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный этап (дети стоят в кругу, звук летающей тарелки).
- Ой, какой звук мы слышим, посмотрите это Лунтик к нам прилетел на летающей тарелке и у него письмо. Садитесь, будем читать. ( Письмо: Лунтик летит из голубой страны с волшебной книгой, читая которую, Лунтик сможет научить жителей луны, разговаривать как мы.)
2. Работа над звуками.
- Какой первый звук в имени Лунтик? Сегодня, мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук л.
- Произнесите ЛЛЛЛ. - Когда мы произносим звук л, губы сложены в трубочку или улыбаются? - Язык широкий или узкий? - Куда упирается кончик языка?
- Звук л гласный или согласный? Твердый или мягкий? Глухой или звонкий?
Лунтик живет на луне. А на луне свой лунный язык и разговаривают там по особенному:
Игра: «Повтори за мной» - ал-ол-ул, ул-ол-ал, ал-ил-ул, ул-ол-ил, ла-ло-лу, ло-лу-ла, лы-ла-лу, ла-ло-лы.
3. Развитие фонематического слуха.
- На луне Лунтик любит играть в игру «Будь внимательный». Он и нам предлагает в нее поиграть. Я буду называть звуки, услышите звук л – поднимите сигнальную карточку : (а,у,л,к,т, п, л, у, с, н, л)
- слоги (ма, ка, ла, ко, мо, лу, лы)
- слова (яма, колодец, вода, лампа, палатка, кони, слово, небо, полка).
4. Закрепление звука л в словах.
- У Лунтика в голубой стране много друзей, и у него есть их фотографии.
- Это баба Капа и ее комната. Посмотрите, здесь много предметов с нашим звуком л, попробуйте их найти (кукла, полка, платье, клубок, ложка, гладиолусы, велосипед, стол, лошадка, лопата, лампа, елка, стул, яблоки, юла).
- У бабы капы много и других вещей, чего много у бабы Капы? (много платьев, клубков, столов, иголок, халатов, ложек, вилок, яблок).
- Посмотрите, какие облака сфотографировал Лунтик. На что похоже это облако, где прячется звук л в этом слове, отмечаем на схеме ( облака с картинками: белка, стол, лопата, лодка, лампа, лук, пила, иголка, дятел).
- А это Кузя – он подарил Лунтику игру «Скажи наоборот»,и мы поиграем.
( картинный материал: ствол у березы тонкий - у дуба толстый, заяц трусливый – лев смелый, суп горячий –мороженное холодное, шар легкий – гиря тяжелая, великан сильный – Дюймовочка слабая, Марфушечка грубая – Настенька ласковая, дедушка старый – папа молодой, лук горький – абрикос сладкий).
- Логоритмическая пауза.
- А это фотография жабы Клавы – она очень подвижная, веселая, любит играть, и мы с вами поиграем.
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем
Встанем глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (присели)
А потом все дружно встали
Великанами мы стали (встали)
Дружно хлопаем, ногами топаем
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали.
- А вот и давняя знакомая Мила. Мила любит собирать предметы из разного материала, посмотрите, что у нее есть ( картинки: платье из шелка- шелковое, конфета из шоколада – шоколадная, солдатик из олова – оловянный, кукла из соломы – соломенная, ложка из пластмассы – пластмассовая, лапти из лыка – лыковые).
- А еще Мила знает много загадок.
Сидит дет во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
- Выкладываем из звуковичков слово лук. (Какой 1-й звук гласный или согласный, твердый или мягкий, каким цветом обозначаем, какой 2-й звук глас. или согл.? Какой 3-й звук гл. или согл., твердый или мягкий, каким цветом обозначаем.)
- Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха
В зайцах знает с детства толк
Злой, зубастый серый (волк).
- Выкладываем из звуковичков слово волк.
- На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)
- Выкладываем из звуковичков слово стул.
5. Работа над предложением.
- А теперь мы откроем волшебную книгу Лунтика. И посмотрим некоторые картинки из этой книги.
Что около пенала? (около пенала велосипед и скакалка).
Что около платья? (около платья футболка и колготки).
Кто около волка? (около волка лось и слон).
Что около лампы? (около лампы ложка и вилка).
Что около куклы? (около куклы иголка и блокнот).
Итог: Лунтик приготовил вам сюрприз, но сначала вспомним, какой звук мы сегодня правильно и четко произносили? Какие слова вы запомнили со звуком л?
Лунтик дарит вам картинки со звуком л, вы их раскрасите и составите с ними предложения. А Лунтик с волшебной книгой возвращается к себе на луну. Мы его благодарим за интересный рассказ и фотографии и говорим «До свидания».
Список литературы:
1. Комарова Л. А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. -М: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-36с.
2. Цуканова С. П. Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 184 с.