Елена Салахова
Педагогический опыт работы «Формирование положительного интереса к занятиям по конструированию с детьми 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт по теме:
«Формирование положительного интереса к занятиям по конструированию с детьми 2-3 лет»
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Конструирование детей раннего возраста подразумевает сооружение разнообразных построек из строительного материала. В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Конструирование отвечает интересам детей, удовлетворяет их познавательную активность, развивает фантазию, изобретательность, способствует активному формированию технического мышления. Игры со строительным материалом оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка
Детское конструирование тесно связано с игрой: постройки малышей служат для практического использования, для игры. У детей 2-3 лет в процессе обучения развиваются конструирование и игра «рядом».
В начале года была проведена диагностика уровня конструктивной деятельности по следующим критериям:
Ребёнок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
Ребёнок успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру с другими признаками предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
Различает и показывает где один предмет, где много, находит и называет один и много предметов.
Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
Активно использует опредмеченные слова-названия для обозначения формы.
Исходя из диагностики, мной была поставлена цель: развитие мышления, нравственные качества, эстетические чувства у детей 2-3 лет.
Так же, исходя из данных диагностики, были поставлены следующие задачи:
1) Продолжать формировать умение выделять цвет, форму, величину.
2) Продолжать знакомить детей с деталями строительного материала (кубик, трёхгранная призма-крыша, пластина, цилиндр)
3) Формировать умение сооружать элементарные постройки по образцу.
4) Поддерживать желание строить что то новое самостоятельно.
6 слайд Мной была изучена методическая литература по данной теме : Программа «Детство», Перспективное планирование (1 младшая группа, 2-3 года, «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста» автор О. Э. Литвинова.
Полученные на занятиях знания и умения малыши переносят в самостоятельную деятельность.
Блоки Дьёнеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
Конструктор «Ёжик».
Развивает мелкую моторику, мышление, воображение.
Дидактическая игра «Разложи по цвету»:
В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие сенсорных способностей.
Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Используем игры: «Спрячь мышонка»(цвет, форма,
«Найди пуговицы» (форма и величина,
«Играем вместе»
Последовательность обучения.
Основной формой обучения детей конструированию является организованная образовательная деятельность, в которой применяются различные методы и приёмы работы: показ и анализ образца, обьяснение последовательности и способов выполнения постройки, создание проблемных ситуаций, требующих нахождения самостоятельного решения. В работе с малышами необходимо использовать художественное слово и игровые приёмы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Обязательно надо формировать умение обыгрывать постройки – это способствует повышению интереса ребят к конструированию и поможет им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру. Детей надо учить рассматривать образец. Необходимо сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов, научить выделять части предмета. Обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности.
1) Целостное восприятие предмета с общей характеристикой.
2) Определение общей формы предмета, выделение его основных частей, определение их формы и величины.
3) Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже)
4) Повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики.
Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать задачи по условиям, требующим изменения, усложнения знакомой конструкции.
Перед обучением конструированию новой постройки целесообразно проводить организованные наблюдения. Младшим детям для обследования и последующего конструирования предлагаются знакомые предметы простых конструкций : мебель, домик, лесенка, горка, ворота.
18 слайд На заключительном этапе моей работы была проведена повторная диагностика уровня конструктивной деятельности по следующим критериям:
Ребёнок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
Ребёнок успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру с другими признаками предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
Различает и показывает где один предмет, где много, находит и называет один и много предметов.
Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
Активно использует опредмеченные слова-названия для обозначения формы.
и показала такие результаты:
1) По первому критерию
точка роста – 0 человек
стадия становления – 3 человека
стадия формирования – 13 человек
2) По второму критерию
точка роста – 0 человек
стадия становления – 5 человек
стадия формирования – 11 человек
3) По третьему критерию
точка роста – 0 человек
стадия становления – 3человек
стадия формирования – 13 человек
4) По четвертому критерию
точка роста – 0 человек
стадия становления – 5 человек
стадия формирования – 11 человек
5) По пятому критерию
точка роста – 3 человека
стадия становления – 5 человек
стадия формирования – 8 человек
Выводы:
В процессе работы по конструированию дети раннего возраста 1) научились сооружать разнообразные постройки, 2) различают основные формы деталей строительного материала.
В ходе игр детей со строительным материалом нужно поддерживать между малышами добрые взаимоотношения: формировать умение делиться игрушками, отзываться на просьбу сверстника.
Дети научились сооружать разнообразные постройки, различают основные формы деталей строительного материала, разворачивают игру вокруг собственной постройки, по окончании игры убирают игрушки и строительный материал на место.