Мария Алейник
Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему : «Путешествие в страну «Нехочухия»
Учитель – логопед: Алейник М. М.
Тема: «Путешествие в страну «Нехочухия»
Режим проведения: логопедический пункт
Речевой статус детей : ФФНР
Количество детей : 8
Публикация «Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Продолжительность занятия : 40 мин.
Задачи:
Коррекционно - образовательные :
Стимулировать речевую, мыслительную и познавательную активность детей через игровую мотивацию. Совершенствовать произносительную сторону речи. Учить детей самостоятельно размышлять, делать умозаключения на основе суждений. Расширять словарный запас существительных, прилагательных.
Коррекционно - развивающие :
Закрепить знания о звуковом составе слова. Упражнять в умении различать гласные и согласные звуки по способу их образования, различать твёрдые и мягкие согласные. Формировать навыки послогового чтения односложных, двусложных и трёхсложных слов, умение определять, какой звук (буква) в слове пропущен, вставлять пропущенные звуки (буквы) в слово; закрепить навыки слогового анализа слов. Продолжать знакомить детей с графическим изображением гласных и согласных звуков. Продолжать автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в чистоговорках.
Развивать плавный речевой выдох, слуховую память и слуховое восприятие. Развивать общую и мелкую моторику, мыслительные операции.
Коррекционно – воспитательные :
Воспитывать мотивационную готовность детей к познавательной деятельности. Воспитывать культуру речевого общения, умение регулировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми согласно установленным в группе правилам. Воспитывать культуру поведения, культуру речи.
Предварительная работа:
Игры на дифференциацию гласных и согласных звуков.
Игры на дифференциацию твёрдых и мягких согласных.
Игры на формирование звуко – слогового анализа и синтеза.
Речевые игры; лексические упражнения.
Разучивание стихотворных текстов, песенок, правил обучения детей.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте будем вежливыми и поздороваемся с ними
(Дети здороваются)
Логопед: А теперь давайте традиционно поприветствуем друг друга: «Наша дружная семья это Вы и это… Дети кладут свою правую руку на руку педагога и добавляют: «Я», а левую руку отводят в сторону. Получается «солнышко».
А теперь давайте поиграем с пальчиками и подарим нашим гостям солнечное настроение.
(Проводится пальчиковая гимнастика) :
Каждый пальчик – солнца лучик - дети протягивают руки вперёд ладонями кверху. Разведём мы их получше - широко раздвигают пальцы рук.
Разведём мы их пошире - упражнение «ножницы»
1, 2, 3, потом 4 – большие пальцы обеих рук последовательно соединяется с остальными.
И ещё добавим пятый – прижимаем пальцы рук к ладони, а большие - поднимаем вверх.
Самый толстый и пузатый – опускаем и поднимаем большие пальцы рук, остальные - сжаты в кулак.
И теперь у нас все пять - поднимаем кисти обеих рук вверх.
Будут солнышком сиять - сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук.
Логопед: а теперь протяните свои «солнечные лучики» гостям и подарите им солнечное настроение.
(Дети протягивают вперёд раскрытые ладошки)
Логопед: Видите, гости Вам улыбаются, это значит, что от солнечных лучиков им стало теплее.
(Предлагает детям подойти поближе к ней)
- Ребята, вы заметили, всякий раз, когда мы встречаемся, мы играем с Вами в путешествие в волшебную страну «Знаний». Сегодня я предлагаю продолжить наше игровое путешествие. Но на этот раз, чтобы оно было более увлекательным, я предлагаю отправиться туда на каком – либо сказачном виде транспорта. Как Вы думаете, что это может быть?
(Предполагаемые ответы детей)
Логопед: Замечательно! У вас отличная фантазия! Но я предлагаю совершить наше путешествие на воздушных шариках. Давайте сейчас каждый из Вас надует себе воздушный шарик.
- Сложите ладони обеих рук перед собой. Сделайте глубокий вдох носом так, чтобы воздушная струя опустилась как можно ниже и надула Вам живот.
(Логопед контролирует выполнение упражнения)
- А теперь сделайте выдох через губы, не надувая щёк, а направляя воздушную струю в шарик. (Упражнение выполняется несколько раз. Логопед контролирует выполнение упражнения).
- Вот какие у нас получились воздушные шарики. Теперь давайте закроем глаза и произнесё м заклинание: «Раз, два, три, шарик мой, лети!»
- Вы чувствуете, как отрываетесь от земли. Поднимаетесь выше, ещё выше. Вот Вы парите уже под самыми облаками. Ветер уносит Вас всё дальше и дальше в небесную даль. Но вот ветер стих. И Вы плавно опускаетесь на землю.
Проводится зрительная гимнастика….
- Приземлились, прилетели. Всё в округе оглядели – Дети делают круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую.
- Посмотрели влево (вправо) – движения глазами сначала в одну, затем в другую стороны.
- А затем все смотрим прямо. Смотрим пристально вперёд, а затем наоборот - дети смотрят вдаль, затем на нос.
- Теперь глазки закрываем и спокойно отдыхаем – дети закрывают глаза.
Логопед: Ой, где это мы очутились? Прочитайте, что тут написано?
Дети читают: «Страна Нехочухия».
Логопед: Ребята, кажется, здесь живут одни нехочухи. Вы хотите стать нехочухами?.
Дети: Нет!
Логопед: Тогда надо что – то делать. Тс- тс, кто –то идёт сюда.
В зал заходит королева страны Нехочухия.
Королева: Так! Я должна издать сейчас королевский свой указ. Азбуку не изучать! Не читать и не писать! Не стараться, не учиться, а весь день лежать, лениться! Да! Должна я приказать нехочухами всем стать! Ох, устала! Не хочу! Не хочу! Не хочу!
Логопед: Ребята, надо как – то помешать королеве. Давайте подойдём поближе. Попробуем что – то сделать.
Дети и педагог подходят к королеве.
Логопед: Простите, мы не знакомы, но позвольте с Вами не согласиться. Учиться должны все. Это знают даже дети. А нехочухами быть плохо! Правда, ребята?
Дети: Да! Мы хотим учиться!
Королева: А я не хочу! И кто Вы такие? Как Вы смеете мне возражать? Я не хочу!
Логопед: А чего же Вы хотите!
Королева: О! Я хочу необыкновенных чудес!
Логопед: Но позвольте, чудеса … они ведь вокруг нас. Посмотрите как свежи сочные, весенние травы, как красив цветущий весенний сад, и даже в шуме дождя есть своё очарование. Мы можем видеть, слышать, разговаривать! Вот наша речь! Разве это не чудо? Вот Вы, Ваше Величество, например. на каком языке разговариваете?
Королева: Разумеется, на своём. На королевском!
Логопед: А вот и нет! Дети. На каком языке мы разговариваем?
Дети: На русском!
Логопед: А из чего состоит Ваша речь, Ваше Величество?
Королева: Из моих приказаний!
Логопед: Но ведь Ваши приказания – это тоже речь и она состоит…
Дети, из чего состоит наша речь?
Дети: Речь состоит из звуков, из слов и из предложений.
Королева: Ой, как это скучно! Давайте лучше петь. Я приказываю Вам петь!
Королева? Д е- е- е –е.
Логопед: Дети, какой звук поёт королева?
Логопед: Но и пению надо учиться! К тому же надо знать, какие звуки поются. Вот Вы, Ваше Величество, какие звуки умеете петь?
Королева: О, я люблю петь и умею петь все звуки!
Логопед: Но это невозможно! Вот спойте, например, звук [д].
Дети: Э –э –э –э.
Логопед: А как Вы споёте звук [р], Ваше Величество?
Королева: Р - р - р – р.
Вот видите, Ваше Величество, Вы не знаете, что согласные звуки не умеют петь. Они давно согласились с этим и поэтому называются согласными. А гласные звуки образуются голосом и поэтому поются. Если позволите, мы можем спеть Вам об этом песенку.
Королева: Что значит, позволите? Я приказываю Вам петь!
Логопед: С удовольствием! Правда, дети?
Дети поют:
Гласный звук мы называем, его долго пропеваем.
Потому что этот звук льётся песенкой вокруг.
А согласный называем, словно гвоздик забиваем,
Потому что этот звук не поётся вовсе, друг.
Может он шипеть, рычать; стрекотать, свистеть, жужжать.
Может фыркать и зудеть, но совсем не может петь!
Королева: О! Мне понравилась Ваша песенка! Больше всего на свете я люблю петь и танцевать. Давайте теперь танцевать! Я приказываю Вам танцевать!
Логопед: С удовольствием, Ваше Величество, и танцуя, можно чему – либо учиться.
Вот Вы, например, знаете, Что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Ну, в одном слове они звучат мягко, а в другом – твёрдо. Сейчас дети будут играть в игру «Тряпичная кукла и стойкий оловянный солдатик». Вы будете называть слова, в которых один и тот же согласный звук звучит по – разному: в одном слове – твёрдо, в другом - мягко. Если дети услышат мягкий согласный звук, они будут изображать танцующую куклу, а если твёрдый согласный – оловянного солдатика.
Проводится игра «Тряпичная кукла и стойкий оловянный солдатик».
Королева: Чудесно! Как я люблю танцевать! (Вальсирует).
- Ой, я закружилась, как на каруселях! О! Хочу кататься на каруселях! Я приказываю покатать меня на каруселях!
Логопед: С удовольствием, Ваше Королевское Величество! Мы будем кататься на каруселях и определять, какой звук слышится в начале слова в названии картинки. А затем находить этому звуку соответствующий замок.
Проводится игра «Карусель» :
Заведём мы карусель. Покатаемся на ней.
Карусель кругом, кругом. Мы бегом, бегом, бегом.
Карусель остановилась, тут картинка появилась.
Мы картиночку возьмём, первый звук в ней назовём.
Первый звук в ней назовём и в свой замок попадём!
Королева: О! Теперь я знаю все звуки речи! А буквы… Буквы знать не обязательно. Буквы я запрещаю изучать! Не хочу!
Логопед: Что Вы, что Вы, Ваше Величество! Буква – это же графическое изображение звука. Как же Вы напишите свой указ, если не будете изучать буквы? Дети, чем отличается звук от буквы?
Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Логопед: Конечно! Буквы – это та же письменная речь. Не зная букв, невозможно издать ни один королевский указ!.
Королева: (Задумывается). Ну, ладно, какие там буквы мне надо знать? А остальные не хочу… их так много! (Произносит это печально).
Логопед: Ваше Величество, необходимо знать все буквы и каждая должна стоять в слове на своём месте, иначе… Посмотрите, что может произойти.
Дети играют в игру «Звук потерялся»
Логопед показывает картинку, на которой написано слово с пропущенной буквой.
- В этом слове пропал звук. Ты найди его, мой друг.
Нарисуй его и снова вставь на место в это слово.
Дети называют слово с пропущенной буквой. Например, С – ОН. Затем называют то, что изображено на картинке: СЛОН. И устанавливают, что в слове пропущен звук [Л].
Последнее слово в игре КОРО- - ВА, а на картинке нарисована королева.
Королева: (Возмущённо) Да, как Вы посмели! Сейчас же вставьте буквы в слово! Немедленно исправьте ошибку!
Логопед просит детей назвать отсутствующие буквы и вставить их в слово.
Дети выполняют задание.
Логопед: Вот видите, Ваше Величество, как важно, чтобы на письме каждая буква стояла на своём месте.
Королева: Да! Чудеса! Корова может превратиться в королеву, а королева… Какой ужас! Я срочно меняю указ. Теперь эта страна будет переименована в страну знаний. И все жители этой страны будут обязательно учиться грамоте.
Логопед: Ну, а мы, ребята, давайте поблагодарим королеву за то, что она была гостеприимной, позволила нам поиграть, повеселиться и чему- то научиться. Это так здорово: учиться играя. А теперь закройте глаза и скажите: «Ча – ща, чу – щу, в детский сад опять хочу»
Дети произносят чистоговорку и снова оказываются в детском саду.