марина шамина
Конспект подгруппового занятия в старшей группе на логопункте «Волшебное путешествие по сказкам»
▼ Скачать
Конспект подгруппового занятия
на логопункте
Тема: «Волшебное путешествие по сказкам»
Подготовила :
Учитель-логопед
Шамина М. М.
Декабрь, 2021год
Цель: Выявление уровня знаний детей; согласованность и взаимодействие в работе воспитателей и специалистов при организации занятия
Публикация «Конспект подгруппового занятия в старшей группе на логопункте „Волшебное путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
• Выявить уровень знаний детей, закрепить знания о звуках, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в образовании существительных множественного числа, в составлении предложений;
• Развивать четкое произнесение звуков, логическое мышление, внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
• Воспитывать звуковую выразительность речи, активность, самостоятельность, доброжелательность, интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: рукавичка, цветок, сундук, клубок ниток, короб, сюжетные картинки, су-джок- мячики для пальчиковой гимнастики, разрезная азбука, звуковые символы, магнитная доска, деревья.
Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Цветик-семицветик», заучивание стихотворений, пальчиковая и зрительная гимнастика, психогимнастика, физминутки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Дети находятся в группе, где играет сказочная музыка, входит логопед и вносит сундучок)
Логопед : Ребята, посмотрите, что я нашла? Что это?
Дети: Сундучок
Логопед : Ох, ребята, наверное, это непростой сундучок, а волшебный. Давайте его откроем (логопед пытается его открыть, но ребята видят, на сундуке висит замок)
Логопед : Ой, не открывается. А кто знает, как можно его открыть?
Дети: предлагают свои варианты
Логопед : Наверное, нам нужно сказать волшебные слова. Ребята, возьмитесь за руки и давайте вместе произнесем наши заветные слова, и сундучок откроется.
Логопед и дети : (Дети тихим, спокойным голосом четко проговаривают слова)
Крабли, крибли, бум (логопед и дети открывают сундучок)
2. Сообщение темы и цели
Логопед : Ну-ка сундучок, покажи нам, что там у тебя внутри…
- Смотрите, ребята, сколько здесь разных предметов! (показывает сюжетные картинки)
Логопед : Ребята, посмотрите, здесь какие-то интересные картинки, давайте их рассмотрим. Назовите, что на картинках изображено? (дети называют каждую сказку)
Логопед : Как назвать все это одним словом?
Дети: Сказки
Логопед : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие по сказкам
3. Основная часть
Логопед : Во время путешествия нам придется выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, нужно взять с собой хорошее настроение
- Давайте сделаем кружок
1. Психогимнастика «Подымем настроение» (укрепление эмоционального контакта) -)дети становятся в кружок)
Логопед и дети :
Настроение упало, в кругу, руки вверх
Дело валится из рук бросают руки вниз
Но еще не все пропало, грозят указательным пальцем
Если есть хороший друг. Хлопают в ладоши
С делом справимся вдвоем, берутся за руки и вздыхают
С облегчением вздохнем. Поднимают сцепленные руки вверх
Настроение поднимем отряхивают от пыли
И от пыли отряхнем. Улыбаются друг другу.
Логопед : - Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправляться в путь. А в какую сказку мы попадем, нам подскажет сундучок.
- Давайте заглянем в него. Смотрите, ребята в нем еще что-то осталось. (логопед достает клубок)
Логопед : Ой, что это?
Дети: Клубок
Логопед : Ребята, он нам поможет попасть в сказку, давайте закроем глазки. (звучит тихая музыка, заходит «колобок» и садится на пенек)
Логопед : Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните…
В садике бывают чудеса,
Сказка в гости к нам пришла
(музыка заканчивается)
Логопед : Ребята, открывайте глазки.
Вот, друзья, волшебный лес,
Полон тайн он и чудес…
2. Дыхательная гимнастика «Остудим колобка» (развитие речевого дыхания)
Логопед : - Ребята, посмотрите, куда наш клубок закатился? Кто это? (Логопед обращает внимание детей на пенечек, на пенечке – Колобок)
Логопед : Что за сказка такая, ребята, кто помнит?
Дети: Сказка «Колобок»
Логопед : Правильно, ребята
Логопед : Давайте назовем, какой он колобок?
Дети: Колобок – румяный, красивый, круглый, желтый, веселый…
(Логопед хочет взять колобка в руки и «обжигается»)
Логопед : Ой, а он горячий!
Колобок: Осторожно, я горячий, я только что из печки
Логопед : Ребята, а что нужно сделать, чтобы колобок остыл?
Дети: Подуть (дыхательная гимнастика «Остудим колобка»)
Логопед : Скажите, ребята, кого встретил в сказке колобок в лесу?
Дети: зайца, волка, медведя, лису
Колобок: (голос из ширмы) : Ой, какие молодцы! А знаете, ребята, я пришел к вам не с пустыми руками, у меня есть «чудесный мешочек». А в мешочке спрятаны задания.
3. Артикуляционная гимнастика «Гости» (развитие артикуляционной моторики)
Логопед : Посмотрим, ребятки?
Дети: Да!
(Логопед достает из мешочка зеркала)
Логопед : Что это, дети?
Дети: Зеркала
Логопед : Как вы думаете, какое задание приготовил нам Колобок?
Дети: Мы должны сделать гимнастику для язычка
Логопед : Правильно, это артикуляционная гимнастика
Логопед : Прежде чем отправиться дальше, подготовим наши язычки. Чтобы они были у нас послушными, сделаем гимнастику. Садитесь поудобнее, возьмите зеркала, колобок нам покажет, а вы слушайте и выполняйте упражнения. (Дети садятся в кружок. Логопед проговаривает и показывает упражнение, дети повторяют за ним).
Логопед : Но прежде, чем мы начнем его выполнять, давайте вспомним наше правило для язычка
Дети: Чики, чики, чикичок
Не стесняйся, язычок.
Не стесняйся, не ленись,
Повторяй, не ошибись.
Логопед :
Толстые внуки приехали в гости, надуваем щечки
С ними худые – лишь кожа да кости. Втягиваем щечки
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись улыбаются
Поцеловать они всех потянулись губы трубочкой
Утром проснулись – в улыбочку губы улыбаются
Чистили мы свои верхние зубы. Язычком чистим зубки
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губки сожмем мы и рот прополощем надуваем щечки
И самоваром пыхтим, что есть мочи. Выпускаем воздух
Логопед : Молодцы, ребята, а сейчас уберите зеркала, возьмите салфетки, вытрите ротик. Давайте посмотрим, что еще в мешочке?
- Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Мячики
Логопед : Колобок приготовил вам еще одно задание, игра с пальчиками, давайте ее выполним.
(Дети сидят на коврике в кружочке, упражнение выполняется с суд-жок – мячиками)
4. Пальчиковая гимнастика «Мы лепили колобка» (развитие мелкой моторики)
Логопед и дети :
Мы лепили колобка перекладывают из рук в руки
Из муки его бока катают на ладошке
Мяли, мяли, обжимали, сжимают в руках
Шарик круглый создавали катают как шарик из пластилина
Посмотрите, колобок, раскрывают ладошки, показывают
Вот его румяный бок перекладывают с одной руки на другую
По ладони покатали катают по ладошке
На другую мы убрали
Вверх подбросили слегка подбрасывают вверх
И поймали за бока ловят, раскрывают в ладошке.
Логопед : Ну вот, теперь у нас хорошее настроение, наши язычки готовы, пора отправляться дальше. Вы готовы?
Дети: Да
Логопед : Ребята, а где же нас клубочек? Смотрите, да вот же он.
(В это время заходят Маша и медведь с коробом, в нем лежат карточки с изображением звуков)
Логопед : Ой, ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Маша и медведь
Логопед : А как вы думаете, в какую сказку мы свами попали?
Дети: мы попали в сказку «Маша и медведь»
Логопед : Правильно, ребята
Медведь: Ой, какие молодцы! А знаете, ребята, мы пришли к вам не с пустыми руками, принесли вам «короб», а в нем спрятано задание.
Логопед : Ребята, давайте посмотрим, что спрятано в коробе? (Логопед достает из короба карточки с изображением звуков)
4. Закрепление пройденного материала
Логопед : ребята, посмотрите, что это?
Дети: Звуки
Логопед : Давайте назовем их
Дети: А, О, У, И, Ы, Ж,Ш
Логопед : Ребята, на какие две группы можно разделить эти звуки?
Дети: На гласные и согласные
Логопед : Давайте их разделим
(Дети делят звуки на две группы и вывешивают на мольберте)
Логопед : Скажите, почему мы звуки называем гласными?
Дети: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть
Логопед : Давайте их пропоем и покажем
Дети: Звуки гласные мы знаем
Без труда их различаем
(дети встают полукругом и пропивают гласные, сопровождая движением)
[а] – руки плавно разводят в стороны
[о] – руки поднимают вверх в виде овала
[у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок
[и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы разжимают
[э] – руки плавно разводят в стороны, пальцы сжимают в кулачок
[ы] – руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу»
Вот такие все они.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Логопед : Каким цветом обозначаются гласные звуки?
Дети: Красным
Логопед : Назовите согласные звуки
Дети: Ж, Ш
Логопед : Ребята, скажите, почему эти звуки называются согласными?
Дети: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.
Логопед : Каким цветом обозначаются согласные звуки?
Дети: Синим
Логопед : Ребята, что такое звук?
Дети: Звук это то, что мы слышим и произносим
Маша: Молодцы ребята, сколько много всего вы знаете о звуках. Предлагаю вам выполнить еще одно задание, слушайте внимательно и повторяйте
5. Работа с чистоговорками (развитие фонематического слуха)
Маша: Ребята, давайте поиграем со звуком [Ш]
Логопед : Давайте встанем в кружок
Маша и дети: Мы со звуком Ш играем
И слова мы называем
(Логоритмическое упражнение на звук [Ш])
Медведь: Ребята, давайте поиграем со звуком [Ж]
Дети и Медведь: Мы со звуком Ж играем
И слова мы называем
(Логоритмическое упражнение на звук [Ж])
Логопед : Ребята, куда же наш клубочек закатился? Посмотрите, что это? (под елочкой дети находят рукавичку)
Дети: Рукавичка
Логопед : Что за сказка такая, ребята, кто помнит?
Дети: Сказка «Рукавичка»
Логопед : Кто жил в рукавичке? Давайте вспомним (логопед достает из рукавички карточки с изображением животных)
Дети: Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь
Логопед : Молодцы, ребята!
6. Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги» (развитие мелкой моторики)
Логопед : А сейчас мы с вами превратимся в мишек. Закроем глазки, сосчитаем до трех – один, два, три (в это время логопед надевает детям на голову шапочки медведя)
Логопед : Открываем глаза. Теперь мы медведи. Давайте поиграем в игру «Мишка вылез из берлоги» (Логопед проговаривает слова и показывает движения, дети повторяют за ним)
Логопед и дети :
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо
Потянулся он со сна, Потягивания – руки вверх
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой
Наклонился взад – вперед Наклоны взад – вперед
Вот он по лесу идет. Идем в перевалку
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки. Приседаем, повороты головой вправо – влево
В них съедобные лисички –
Для медведя витаминки. Наклоны: руками коснуться ног
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. Дети садятся на пол
Логопед : Вот мы с вами поиграли, теперь превратимся обратно в ребят: глазки закрываем и считаем до трех – один, два, три (логопед снимает шапочки)
Логопед : Открываем глаза. Теперь мы снова дети.
- Ребята, чему учит сказка про рукавичку?
Дети: Жить дружно, помогать друг-другу
Логопед : Ребята, давайте вместе дружно продолжим наше путешествие и поищем наш клубок.
Нам пора идти вперед,
Сказка новая нас ждет.
Логопед : Ребята, посмотрите, какой красивый цветок! Весь сияет… волшебный.
- Давайте посчитаем, сколько лепестков у цветка
Дети: 1,2,3,4,5,6,7
Логопед : Назовите, какого они цвета?
Дети: красный, синий, зеленый, желтый, белый, оранжевый, фиолетовый
Логопед : Ребята, как вы думаете, из какой сказки цветок?
Дети: Сказка Цветик-семицветик
Цветик-семицветик: (голос из ширмы) Молодцы, ребята, вы меня узнали, я цветик-семицветик и приготовил вам задания. Отрывайте лепесток и выполняйте. (Логопед вместе с ребятами отрывает первый цветок)
7. Дидактическая игра «Большой-маленький» - лепесток №1
(передают мячик по кругу)
Кружка – кружечка Вертолет - вертолетик
Торт – тортик Карандаш - карандашик
Кольцо – колечко Майка - маечка
Расческа – расчесочка Редиска - редисочка
Диван – диванчик Зонт - зонтик
Мяч – мячик Кресло – креслице
8. Дидактическая игра «Один – много» - лепесток №2
(передают мячик по кругу)
Машина – машины – много машин
Самолет – самолеты – много самолетов
Вертолет – вертолеты – много вертолетов
Логопед : Как все это назвать одним словом?
Бабочка – бабочки – много бабочек
Муравей – муравьи – много муравьев
Жук – жуки – много жуков
Пчела – пчелы – много пчел
Дети: Насекомые
Логопед : Молодцы, ребята, справились с заданием, слушайте следующее.
9. Дидактическая игра «Назови слова» - лепесток №3
Овощи - Мебель –
Одежда - Посуда –
10. Дидактическое упражнение «Сколько слогов?» - лепесток №4
Логопед : Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны прыгнуть столько раз, сколько слогов в этих словах.
Кукла, мяч, кубики, машина, юла
Логопед : Каким одним словом можно назвать все эти предметы?
Дети: Это игрушки
Логопед : Давайте хлопнем столько раз сколько слогов в этом слове
11. Дидактическая игра «Скажи наоборот» - лепесток №5
Мальчик молодой - дедушка старый
Камень твердый – подушка мягкая
Мороженое холодное – чай горячий
Заяц быстрый – черепаха медленная
Когда идет дождь холодно – когда солнце жарко
Перо легкое –гиря тяжелая
Ваза пустая – ваза полная
Девочка веселая – девочка грустная
Рыбка большая – рыбка маленькая
Карандаш длинный – карандаш короткий
Чистый – грязный
Толстый – худой
12. Дидактическая игра «Какой, какая, какое?» - лепесток №6
Шуба из меха – меховая
Платье из шелка – шелковое
Перчатки из кожи – кожаные
Сарафан из ситца – ситцевый
Логопед : Как все это назвать одним словом?
Дети: одежда
Ваза из стекла – стеклянная
Миска из железа – железная
Ложка из дерева – деревянная
Стаканчик из бумаги – бумажный
Логопед : Как все это назвать одним словом?
Дети: Посуда
Мишка из плюша – плюшевый
Пирамидка из пластмассы – пластмассовая
Кубики из дерева – деревянные
Мячик из резины – резиновый
Логопед : Как все это назвать одним словом?
Дети: Игрушки
Логопед : В следующем задании вы должны исправить мои ошибки.
Цветы стоят на вазе.
Воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
Читают, книги, о, мальчики, войне.
Играет дети площадке на.
Цветик-семицветик: (голос из ширмы) Молодцы ребята, вы справились с заданиями, и за это вас ждет сюрприз.
Логопед : Ребята, чтобы узнать, какой же сюрприз нам приготовил цветик-семицветик, нам надо вернуться из сказки. Давайте сделаем кружок и выполним последнее упражнение.
13. Зрительная гимнастика «Мечта» (Дети становятся в кружок, логопед читает текст, дети выполняют движения по тексту)
Логопед и дети :
Давайте с вами помечтаем.
Глаза закроем и приставим: Дети закрывают глаза
Как по лесу мы гуляем,
Грибы и шишки собираем. Круговые движения глазами
Слева – ягоды цветут, Движения глазами влево
А справа здесь грибы растут. Движения глазами вправо
Снизу шишки, да трава, Движения глазами вниз
А сверху – неба синева. Движения глазами вверх
Открывайте, дети, глазки, Открыть глаза
Вот и вышли мы из сказки.
IV.Итог
Логопед : Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, где мы побывали, о чем говорили, что вспомнили?
Дети: Мы сегодня говорили о сказках
Логопед : Какие сказки мы вспомнили?
Дети: Мы вспомнили сказки : «Колобок», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Цветик-семицветик»
Логопед : О чем мы еще говорили?
Дети: О звуках
Логопед : Что такое звук?
Дети: Звук – это то, что мы произносим и слышим
Логопед : Какие звуки бывают?
Дети: Гласные и согласные
Логопед : Каким символом обозначаем гласные звуки? Согласные?
Дети: Гласные обозначаются красным кружочком, а согласные – синим.
Логопед : Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка
Ну а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас, детишки, будет ждать!
Логопед : Скажем все дружно, до свидания!
Дети: До свидания!
(Звучит веселая музыка, дети уходят)