Анна Музалёва
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [э]»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- познакомить детей со звуком Э и его характеристикой с опорой на артикуляционные признаки;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематический слух;
- закрепить понятие «гласный звук»;
- развивать умение выделять гласный звук в начале слова;
- воспитывать речевое внимание детей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- картинка-символ звука Э;
- схема для характеристики звуков;
Публикация «Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности „Звук [э]“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- цветные фишки для ЗБА,
- зеркала;
- предметные картинки со звуком Э;
- дидактическое пособие «Домик».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Садится на место тот, кто угадает звук по артикуляции («А», «У», «И», «О»).
2. Игра «Письмо от феи Фонетики».
-Фея Фонетика прислала нам письмо. Послушайте, какую историю она нам написала.
Однажды Эмма и Эдик пошли в лес за грибами. Не заметила Эмма, как отстала и заблудилась. «Э-э-э-эдик, Э-э-э-эдик», - позвала Эмма. «Э-э-э-эдик», - кто-то повторил высоко над деревьями. «Кто это?» - удивилась Эмма. «Э-э-э-эдик, Э-э-э-эдик», - опять крикнула Эмма. «Э-э-э-эдик», - кто-то опять повторил высоко над деревьями. «Эй!» — крикнула Эмма. «Эй!» — отозвалось в вышине. И тут из-за деревьев показался Эдик с полной корзинкой грибов. «Кто это все повторяет за мной?» - спросила Эмма. «Э-э-э-это? Это эхо!» - объяснил Эдик. Вот послушай: «Эмма!» - крикнул Эдик. «Э-э-э-эм- ма», — послышалось сверху. «Электричка». — «Э-э-э-электричка», — повторило эхо. «Этаж». - «Э-э-э- этаж». - «Эскалатор». - «Э. -э-э- эскалатор», — повторяло за Эдиком эхо. Эмме эта игра очень понравилась. Когда дети вернулись домой, Эмма рассказала, как она
разговаривала с эхом, своей подруге Элле.
- Ребята, как зовут детей из этой истории? Что понравилось Эмме в лесу, когда она громко кричала слова? Какие слова она кричала?
- С какого звука начинаются все эти слова? Правильно,Э.
3. Знакомство с акустико – артикуляционными признаками звука.
Дети наблюдают в зеркале артикуляцию звука [э]. Губы в улыбке. Зубы сближены, но не смыкаются. Кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята.
- Произнесите Э-э-э. Поётся звук, есть преграда? Нет, значит это звук гласный, и обозначать будем фишкой красного цвета.
4. Игра «Сигнальщики».
- Я сейчас буду называть слоги и слова, а вы «сигнальте фонариком», как только услышите звук «Э» : эх, ум, им, это, ах, Эдик, он, эхо.
5. Физкультминутка «Плясовая».
Дети выполняют движения по тексту:
Эдик, Элла и Эдмон весело плясали.
Вот так. Вот так весело плясали.
Дети дружно покружились,
А потом все поклонились,
Вот так. Вот так низко поклонились.
6. Речевое упражнение «Словечки».
- Ребята, давайте придумаем слова, которые могут начинаться на Э.
- Эмма и Эдик тоже придумывали слова и зашифровали их в картинки- подсказки, посмотрите на них и угадайте: электричество, эхо, этаж, эскимо, экран, эскалатор.
7. Игра «Подбери слово».
- Закончите предложения с помощью картинок и повторите их целиком:
* У нас отключили…
* Какое вкусное….
*В кинотеатре широкий…
* Я живу на 5 ….
* В метро работает…
* В лесу можно услышать….
8. Упражнение «Угадай, сколько звуков?».
Логопед закрывает рот экраном и произносит: «Э-э-э-эу-у-у-у». («АЭ», «ИЭ», «ЭИ» и т. д.)
-Сколько звуков вы услышали? Какой первый звук? Второй?
9. Знакомство с буквой Э.
- Рассмотрите букву.
Это Э с открытым ртом
И большущим языком.
На что похожа Э?
Вместе с детьми нарисовать в воздухе букву Э.
10. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Вспомните имена детей, с какого звука они? Какой звук Э (гласный, каким цветом обозначаем?