Мария Паньшина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация [С]-[С’], [З]-[З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте
(для группы с заиканием, подгот. группа)
Тема: «Дифференциация звуков С-Сь, З-Зь»
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Дифференциация [С]-[С’], [З]-[З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Оборудование: мячик, набор для грамоты для подготовит. возраста (корзинка, касса букв, набор карандашей, состав предложения, картинки –домики для звуко-буквенного анализа, «лифты» гласных, столики для детей, детские стульчики, картинки для логопеда, стишки и чистоговорки
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Научить правильно произносить звуки (С) и (Сь, дифференцировать их на слух и в произношении, правильно работать со логовой структурой слова
2. Учить анализировать свои предложения и слова
3. Продолжать учить ребёнка произносить звуки (З) и (Зь) правильно, дифференцировать их на слух, в произношении, работа со слоговой структурой слова.
4. Развитие речевого дыхания, развитие мелкой и общей моторики, артикуляционная гимнастика, работа над расслаблением и напряжением
1. Вводная часть:
Логопед приглашает детей в кабинет, говорит: «Здравствуйте, ребятки! Ну-ка давайте поздороваемся!»
Дети здороваются, хлопают в ладоши и произносят слово:
-«Здравствуйте»
Далее предлагает детишкам провести гимнастику для дыхания, говорит: «Ребята, давайте мы медленно подышим носиками, при этом медленно поднимать будем ручки наверх, вот так, ручки вверх –делаем вдох, ручки вниз –делаем выдох, а теперь сделаем по 4-очкам, прижимаем ручки к грудке, сжимаем пальчики на каждый вдох»
После проведения гимнастики предлагает детям, поднимая ножки, пройти по кругу, во круг ковра. Даё тся задание: «Ребятки, идёт по кругу, поднимаем ножки, а теперь давайте вспомним песенку водички- «Ссссссссс», молодцы, а теперь погудим как паровозы –
«Ууууууууу», а теперь как комары – «Зззззззззз», а теперь как маленькие комарики-
«Зьзьзьзьзь». Молодцы! А теперь давайте походим как лоси, поднимая высоко ножки, молодцы! А теперь остановимся, восстановим наше дыхание – «Ручки наверх, берём вдох, ручки вниз опускаем –выдыхаем»
2. Основная часть:
Логопед берёт мяч, говорит детям: «Я кидаю вам мячик и называю слова, вы ловите его и говорите, какой первый звук в слове ( называю слова: зонт, снегирь, Зина, корзина, сапог, семечки, зебра, забор, снег)
Далее: «Ребята, а теперь внимание: я каждому дам сейчас задание и выполнив его вы сможете сесть за стол.» Выполняют по очереди, каждому свой звук –(З (Зь, (С (Сь) например:
Садится на место тот, кто назовет слово, которое начинается со звука «С».
Дети называют слова и потом садятся за стол.
Логопед: «мы уже размяли наши ручки, наши ножки, а наши язычки ещё спят, давайте поиграем с ними!
Проводятся элементы артикуляционной гимнастики: гладим язычок, гладим с произнесением –ПЯ-ПЯ-ПЯ, «часики», «качели», «чашечка», губки в улыбке, дудочка, ещё раз губки в улыбке, дудочка. Молодцы!
«Давайте, ребятки, мы пропоём песенку водички ещё раз» Дети произносят звук (Сссссссссссс). Логопед спрашивает : «Звук (С) –какой? Давайте вместе скажем! – Согласный, твёрдый, глухой. Покажи мне карточку со звуком С. Правильно! нужно показать синюю карточку, ведь это твёрдый звук.
- А теперь я буду вам называть слова, а Вы будете за мной повторять - собака, сапог, солома, Соня, Саня, стена, стул,стол (с каждым индивидуально). Молодцы!
-А теперь, ребята, слово – «сапог», звук С где находиться? – в начале слова! Молодцы!А в слове - «самолёт», звук С где теперь? – в конце слова, а в слове – «вкусный» - в середине слова.
Далее логопед просит повторять за ним чистоговорку -
Ca-ca-ca - в лесу бегает лиса.
Са-са-са - догони-ка нас, лиса.
Сы-сы-сы - убегаем от лисы.
Дети повторяют.
Педагог: «Ребятки, но у нас ещё есть и мягкий звук С –давайте произнесём его правильно! - Сьсьсьсьсьсьсьсьс. Молодцы! Покажите на карточке, какой это звук? Правильно, зелёная карточка, потому что это согласный, мягкий, глухой.
Упражнение «Повтори, не ошибись».
• Ряды слогов: ась-ось-усь; ся-си-сю и т. д.
• Ряды слов: ось; тесьма-поселок; Ася-Вася-Люся-Дуся, Сеня- Сима-Сема; семь-восемь-десять; седьмой-восьмой-десятый; ось- весь-боюсь; серый-осенний-весенний; просыпаюсь-умываюсь-оде- ваюсь-обуваюсь.
Игра «Море волнуется». – Ребята, давайте назовём ещё слова с мягким звуком Сь, дети называют (гусь, сено, семечки, осень, серьга, Серёжа, серый, а теперь «Море волнуется три –морская фигура на месте замри». Дети придумывают себе слово, которое загадали.
Дальше приглашает детей опять на ковёр, берёт мячик и просит назвать слова на звук З и Зь, - «ребята, а давайте мы вспомним, что у нас ещё есть и звуки З и Зь, а то мы сегодня так много заданий сделали на звуки С и Сь, а эти звуки у нас обижаются. Давайте с ними поиграем,чтобы они не обижались.
Кидается мячик –дети называют слова с этими звуками. Попутно спрашивается, на каком месте стоит звук З в этом слове. Задание проводится индивидуально с каждым.
Педагог предлагает детям сесть за стол и расслабиться.
«Ребятки,сядьте поудобнее, закройте глазки, представьте, что вы лежите на травке, и на улице лето, вам тепло, хорошо, дышиться легко, глазки закрыты, ребятки отдыхают, не подсматривают, как будто нежаться на травке. А теперь –раз, два, три – глазки открой!»
Далее ребята сидят столами педагог предлагает им слово: «роза» для звуко-буквенного и слогового анализа говорю, чтобы они зарисовали под каждым звуком его характеристику. Спрашивает: «Звук Р –это какой звук? покажите мне карточку! Правильно! Согласный, твёрдый, звонкий! Рисуем синим карандашиком кружок. Дальше, а звук «А» какой?- гласный, рисуем красным карандашом, молодцы. Звук З –какой? Согласный, звонкий, твёрдый, рисуем синим карандашом, а звук Ы- гласный, рисуем красным карандашом. Молодцы!
Прочитаем, что получилось –РО-ЗЫ. Молодцы.
Педагог даёт слово «Зебра», здесь звук З –какой? поднимите карточку?
Заключительная часть: «Ребята, Вы молодцы, так хорошо сегодня работали!