Ересько Екатерина Сергеевна
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Ход ЗАНЯТИЯ:
I ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Вводная часть.
Учитель-логопед: Здравствуйте уважаемые гости! Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не просто занятие, сегодня нас ждут приключения! Я хочу отправиться с вами на поиски пиратских сокровищ. А помогать в поисках нам будет звук, который есть во всех следующих словах (РРРыба, матРРРос, моРРРской, штоРРРм, коРРРабль) (утрированно выделяет звук Р).
Догадались, что это за звук?
Дети: Да, это звук «Р»
Публикация «Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Учитель-логопед: Хочу вам напомнить, ребята, что в нашем путешествии мы с вами говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно, четко говорим, и конечно, не спешим.
Учитель-логопед: Прежде чем отправиться в путь, я хочу убедиться, что вы сообразительные ребята и мы точно найдем сокровища. Давайте поиграем в игру «4-ый лишний» (Активизация внимания и слухового восприятия детей, настрой детей на работу на занятии)
Слушайте внимательно
Игра: «Четвертый лишний».
Учитель-логопед: Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.
1й Ребенок: Тетрадь, потому что всем остальным можно писать или рисовать.
Учитель-логопед: Крыжовник, брусника, груша, смородина.
2й Ребенок: Груша, это фрукт, а не ягода.
Учитель-логопед: Вертолёт, самолет, ракета, парусник.
3й Ребенок: Парусник, он плавает, а не летает.
Учитель-логопед: Медведь, заяц, сорока, лиса.
4й ребенок: Сорока, потому что это птица, а не животное.
Учитель-логопед: Молодцы. А что же нужно для того, чтобы найти сокровища?
Дети: Нужна карта.
Учитель-логопед: У меня есть такая карта. (рассматривают карту) Посмотрите, впереди нас ждут три острова и немало испытаний. Ну что, все готовы! В матросов превращаемся, за кладом отправляемся!
Дети: Даааа!
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ
1 ОСТРОВ (I и II этапы в работе по коррекции звукопроизношения – работа над артикуляцией, над развитием направленной сильной воздушной струи, верное произношение изолированного звука)
Учитель-логопед: Ой, ребята, посмотрите! Кто встречает нас на этом острове?
Дети: Тигр!
Учитель-логопед: Вы правы. Тигр, хочет проверить, как же вы научились рычать. Давайте покажем ему, что умеем рычать ничуть не хуже, чем он. Немного разомнемся и сделаем гимнастику для нашего язычка. Помогать в этом нам будет наш старый друг, жираф Борис. Слушайте внимательно, в стихотворениях прячутся названия наших упражнений. (Выполняется комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р»)
Учитель-логопед:
1. Наш Борис — озорник,
Тянет губки к ушкам.
Посмотрите, — говорит
–теперь я не жираф, а лягушка!
Дети: Будем делать упражнение «Лягушка»
Дети вместе с учителем-логопедом выполняют артикуляционное упражнение «Лягушка» Учитель-логопед:
2. Вот у Бориса язык
в лопатку превратился
И на губе тихонько развалился.
Дети: Упражнение «Лопатка»
Дети вместе с учителем-логопедом выполняют артикуляционное упражнение «Лопатка»
Учитель-логопед:
3. Ест Борис
Вкусное варенье.
Если у него
Плохое настроенье
Дети: Упражнение «Варенье»
Дети вместе с учителем-логопедом выполняют артикуляционное упражнение «Лопатка» Учитель-логопед:
4. У Бориса язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Дети: Делаем упражнение «Маляр»
Дети вместе с учителем-логопедом выполняют артикуляционное упражнение «Маляр»
Учитель-логопед:
5. Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Борису.
И теперь он делом занят :
Громко - громко барабанит
Дети: Делаем упражнение «Барабан»
Дети вместе с учителем-логопедом выполняют артикуляционное упражнение «Барабан» Учитель-логопед:
6. Ветер по морю корабль мчит
«ррррррр» - мотор гудит
Дети: Будем заводить моторчик.
Дети соревнуются, кто дольше удержит «мотор», потом регулируют громкость, сначала рычат тихо, потом громко (развитие голоса).
Учитель-логопед: ребята, теперь мы с вами еще немного посоревнуемся, узнаем, кто из вас сможет своим дыханием удерживать мячик дольше.
Дети выполняют упражнение на развитие сильного и плавного выдоха «Летающий мяч»
Учитель-логопед: Ребята, вы отлично справились! Давайте еще вспомним, какой у нас звук «Р»? (Схема на экране. Каждый ребенок, глядя на схему, говорит одну характеристику звука.)
Дети поочерё дно: Звук «Р» - это согласный звук, твердый, звонкий.
Учитель-логопед: Ура, все задания выполнены! Можем посмотреть, нет ли тут сундука с сокровищами?
Дети: (Заглядывая под накрытый скатертью стол) – Нет, тут ничего нет. Давайте плыть на второй остров!
2 ОСТРОВ – (III этап в коррекции звукопроизношения – а) автоматизация звука в словах).
Учитель-логопед: Ой, ребята, кто же живет на этом острове?
Дети: Это дракон!
Учитель-логопед: Да, верно, это Дракон и он приготовил для нас непростое испытание.
1-я Игра «Цепочка слов» (развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа-умения правильно выделять первый и последний звук в слове)
(на мольберте нарисована лесенка, первое слово уже на лесенке, на столе – картинка с предметами)
1й ребенок определяет последний звук в слове и находит предмет, название которого начинается на этот звук. Выставляет свою картинку на следующую ступень лестницы. Далее, каждый ребенок выполняет это задание. Дети помогают друг другу.
Учитель-логопед: Хоть это было и не простое задание, вы отлично справились. Мне было приятно, что вы помогали друг другу. Давайте, чтобы дракон немного подобрел и разрешил нам поискать сокровища, угостим его чем-то вкусным из наших запасов?
2-я игра: «Сосчитай угощение» (Совершенствование навыка согласования существительных с числительными)
Учитель-логопед: Ребята, что у нас тут приготовлено (поднос с муляжами фруктов и сладостей)
Учитель-логопед показывает, дети хором перечисляют: пирожок, груша, помидор, персик, торт.
Учитель-логопед: А теперь, каждый из вас может выбрать, чем он хочет угостить дракона Ребята, что вы выбрали?
Дети по очереди: Я выбрал пирожок, я выбрала грушу, я выбрал помидор и т. д.
Учитель-логопед: А теперь угостим дракона.
Дети по очереди: (ставя выбранный предмет рядом с соответствующей цифрой) Я дам дракону 1 грушу, 2 груши, 3 груши, 4 груши, 5 груш. И т. д.
Учитель-логопед: Молодцы ребята! Дракон после такого обеда стал очень добрым и разрешает нам проверить, нет ли на его острове сокровищ. Давайте заглянем?
Дети: Опять пусто. Отправляемся на третий остров!
Динамическая пауза «Краб».
Учитель-логопед: Ну что ж немного размялись и впереди у нас последний остров.
3 ОСТРОВ (III этап в коррекции звукопроизношения – б) автоматизация звука в предложениях).
Учитель-логопед: И кто же встречает нас на берегу?
Дети: Пират.
Учитель-логопед: Ребята, мне кажется этот пират на самом деле очень добрый. Просто сам еще об этом не знает. Давайте расскажем пирату, какой он.
1 Игра: «Скажи наоборот» (совершенствование навыков подбора антонимов)
Учитель-логопед по очереди бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает, бросает мяч обратно.
Он не старый, а (молодой).
Не плохой, а (хороший).
Не злой, а (добрый).
Не грустный, а (радостный).
Не ленивый, а (трудолюбивый).
Не больной, а (здоровый).
Учитель-логопед: Отлично ребята, Пирату очень понравилось, как вы его называли. Но теперь он хочет посоревноваться с вами в составлении предложений (совершенствование навыка составления предложений с заданными словами) Каждому ребенка выдаются 2 картинки.
Учитель-логопед: Ребята, придумайте, пожалуйста, предложения с этими словами.
Дети озвучивают свои предложения.
Какие вы красивые составили предложения! а теперь, послушайте, какие предложения составил пират. Ничего ли он не перепутал?
Дровами рубят топор.
-Сахар грызет Иру.
-Горшок растет в цветке.
-Дорога едет по грузовику.
- В огороде растут огурцы.
Дети по очереди исправляют ошибки и называют предложение правильно
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель-логопед: Ну что ж сегодня мы с вами отлично поработали, справились со всеми испытаниями и Пират отдает вам заветный сундук.
Рефлексия:
Но прежде, чем вы в него загляните, скажите, какой звук помогал нам в путешествии? Какое задание было самым легким? Какое самым сложным? Что тебе больше всего понравилось? Как вы думаете, почему нам удалось добыть сундук с сокровищами? (Дети отвечают на вопросы)
Учитель-логопед: Ребята, спасибо вам большое, мне очень понравилось с вами путешествовать, вы очень смелые и отважные путешественники. А сейчас давайте скорее открывать заветный сундук!
Дети забирают угощения, получают домашнее задание, расходятся по группам.