нина шодик
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе с ТНР «Звук [Г], [Г’] Буква «Г»
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе с ТНР по теме «Звук [Г], [Гь] Буква Гэ».
Задачи:
Оборудование и материалы:
Зеркало, доска, фишки согласных звуков, предметные картинки, подложка, фасоль (стеклярус).
Цель: Ознакомление со звуками Г, Гь, развитие фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе с ТНР „Звук [Г], [Г’] Буква „Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуками [Г[ и [Г’];
-уточнить артикуляцию звуков [Г] и [Г’];
-учить давать характеристику звуков [Г], [Г’] (согласный, твердый, звонкий и согласный, мягкий, звонкий);
- закрепить навыки четкого произношения звуков [Г] [Г’]- изолированно, в слогах, словах.
-научить дифференцировать звуки [Г], [Г’] на слух.
-учить звукослоговому анализу слов;
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, зрительное внимание, память,
- развивать комуникативные навыки
- развивать общую артикуляционную моторику.
- развивать мелкую моторикую
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, инициативность, ответственность,
- воспитывать интерес к обучению, умение слушать друг друга и педагога.
Ход занятия:
Организационный момент, актуализация знаний.
-Приветствие
-Ребята у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.
-Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым звуком.
Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим).
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть.
- Для того, чтобы звуки произносить чисто и красиво, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)
Постановка темы занятия :
Знакомство со звуком [Г].
Загадка.
По лужку они важно бродят,
Из воды сухими выходят,
Носят красные ботинки,
Дарят мягкие перинки.
А как голос подадут ГА-ГА-ГА их слышно из далека (Гуси.)
Изучение нового материала:
Назовите первый звук в слове ГУСИ. (Первый звук-[Г])
И так, познакомимся со звуком Г
Возьмите зеркала и давайте произнесём этот звук все вместе (потом спрашивает индивидуально несколько ребят)
- Обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие.
Давайте проверим может ли звук Г звучать мягко (быть добрым). Для этого мы произнесём звук Г в слогах с гласными звуками которые мы уже знаем.
Речевая зарядка. С зеркалом
ГА-ГА-ГА, ГУ-ГУ-ГУ
ГО-ГО-ГО, ГЫ-ГЫ-ГЫ, ГИ-ГИ-ГИ.
Закрепление материала:
Ребята, когда мы произносили слоги со звуком Г он всегда был твердым (сердитым) или нет? (При произношении с гласным звуком И звук Г произносился МЯГКО И НАШ РОТИК УЛЫБАЛСЯ.
Значит звук Г может быть твердым (сердитым) и мягким (добрым)
Произнесите звук г твёрдо.
Как обозначаем твердый согласный звук? (синяя фишка)
Произнесите звук г мягко.
Как обозначаем мягкий согласный звук? (зелёная фишка)
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Закройте ушки руками, если они гудят, то звук – звонкий.
Звуки Г, Гь Звонкие.
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
Логопед произносит звуки, слоги, слова.
А сейчас вы приготовьтесь внимательно слушать.
Я буду произносить звуки, слоги, слова, вы должны будите хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук Г, Гь.
Г, м, п, г, г, а, г, т, в, г, г, га, мы, па, гу, ха, гы, га.
Ноги, вагон, горох, снег, гиря, гром, гудок, бумага, гитара, берег, гамак, губы, флаг.
ФИЗМИНУТКА:
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь, (Движения в соответствие с текстом)
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте зашагали.
Распредели картинки по кармашкам (гиря, гирлянда, ноги, гитара) (гуси, горох, гора, вагон)
- Ребята, у меня 2 кармашка (синий и зелёный. Нам нужна разложить картинки по кармашкам в соответствии звуков Г, Гь.
- Звуки Г, Гь могут находится в словах (начало, середина и конец) ГАМАК, НОГИ, РОГ.
Ребята давайте проверим может мы зря познакомились со звуками Г, Гь
может мы сможем обходится и без этих звуков и они нам не нужны в словах. ПРОВЕРИМ?
Посмотрите на доску…КАРТИНКИ….(ГАМАК, НОГИ, РОГ)
Какой буквой обозначаются звуки Г, Гь
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.
Рассмотрите пожалуйста букву на доске, на что похожа буква Г? Дети называют свои варианты
- Буква Г как уголок. (трость)
Чтобы наши ручки стали ловкими и умелыми давайте поиграем с пальчиками.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Развитие мелкой моторики
У меня как мастерской (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Всё что нужно под рукой
Дрель, отвёртка и пила (загибаем пальчики на руках поочерёдно)
И напёрсток и игла
И топор и два сверла,
Молоток и клещи.
Мастер, мастер не скучай, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
На рабочем месте.
- Давайте напишем букву [Г] в воздухе.
- А теперь выложим букву [Г] из фасоли. Пододвиньте поближе подносики, начинайте работать.
- Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились. Сложите фасоль на тарелочку и отодвиньте на край стола.
ИТОГ: С какими звуками мы сегодня познакомились?
Вспомните характеристику звуков Г, Гь?
С какой буквой мы сегодня познакомились?
На что похожа буква Г?
Где мы можем её встретить в словах (начало, середина, конец?
Важен звук Г для красивой и правильной речи?
Назовите мне по одному слову где есть звук Г, Гь
Скажите слова наоборот:
В них Г поставте вперё д:
Тихий – громкий, чистый -, весёлый -, умный -…., сытый -…. редкий -….
мелкий -…., шершавый -…