Лучший педагог года

«В поисках исчезнувших книг». Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе

Любовь Мартынова
«В поисках исчезнувших книг». Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №167»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «В ПОИСКАХ ИСЧЕЗНУВШИХ КНИГ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила:

воспитатель первой квалификационной категории Мартынова Любовь Валентиновна

г. Оренбург, 2025

Актуальность темы

Младший возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Изучив многолетний опыт работы с детьми младшего возраста, позволяет утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

• Пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставания своего ребенка в речевом развитии, связывая это с индивидуальными особенностям малыша.

• Большая часть родителей недостаточно знакома с возрастными показателями речевого развития детей.

• Очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный детям игровой и дидактический материал.

• Родители разучились разговаривать с детьми. При общении с ними редко используют потешки, поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в разговоре с детьми устного народного фольклора, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Сложившаяся ситуация побудила к поиску оптимальных средств речевого развития именно в раннем возрасте. Для этого я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой и доступный для восприятия детьми материал.

В стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направления – речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Использование малых форм фольклора этому направлению соответствует. Фольклор помогает овладеть речью как средством общения, и является носителем культурных традиций народа.

Одним из принципов, указанных в стандарте, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Из вышеперечисленного следует, что фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка.

В ФГОС указаны целевые ориентиры на этапе дошкольного возраста. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знаком с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.

Я считаю, что фольклор помогает овладевать устной речи. Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Много произведений устного народного творчества объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно-следственные связи, отгадывая загадки, например, или слушая потешки и другие жанры фольклора.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1. Доминирующая образовательная область

Речевое развитие Согласно ФГОС ДО

2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная

II. Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности «В поисках исчезнувших книг»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия Приветствие, коммуникативная игра, отгадывание загадки, чтение потешек, игра «Огуречик, огуречик», русской народной песенка «Петушок», проговаривание заклички «Солнышко ведрышко»

3. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

4. Возрастная группа: 3-4 года

5. Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору.

6. Задачи:

6.1 - повторить выученные потешки, закличку, прибаутку.

- продолжать учить, выразительно рассказывать потешки.

6.2 - развивать навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен.

6.3 - воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми.

7. Планируемые результаты:

7.1 Выучили потешки, прибаутки, заклички.

Научились рассказывать потешки, заклички, прибаутки.

7.2 Развиты навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен.

7.3 Привита любовь к русскому фольклору.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) - игрушки: сорока, кот, кукла Настя, кот

- колокольчик, солнышко, конверт

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты отгадывание загадок, заучивание потешек, закличек, песенок.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I. Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации) Приглашение собраться в кружок по звону колокольчика, найти исчезнувшие книги, выполнив задания 1 мин.

1.2 Мотивация деятельности детей Помочь найти исчезнувшие книги, выполнив задания 1 мин

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют

цель своей деятельности или принимают цель педагога) С помощью народного фольклора выполнить задания

II. Основная часть:

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Отгадывание загадки, проговаривание потешек, песенок, закличек, слова к игре «Огуречик, огуречик» 2 мин

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Проговаривание потешек про кота, народная песенка «Петушок», закличка про солнышко, игра «Огуречик, огуречик» 10 мин

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Что мы делали? Кто нам помогал? Со всеми заданиями справились? Нашли мы книги?. 1мин.

IV. Дальнейшая разработка темы

4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Путешествие

4.2

Примечание: При составлении конспекта были использованы следующие источники:

http://www.maam.ru/

http://nsportal.ru/

Ход образовательной деятельности

Части Содержание

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Мотивация деятельности

детей

Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок» (звенит колокольчиком, дети собираются около воспитателя.)

Воспитатель: Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли

Чтобы вежливыми быть

Нужно здравствуй говорить

-Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!

Воспитатель: Здравствуйте, девочки.

Девочки: Здравствуйте.

Воспитатель: Здравствуйте, мальчики.

Мальчики: Здравствуйте.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру с пальчиками.

Коммуникативная игра

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики

1-2-3-4-5– начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

(сели на стульчики)

2. Основная часть

Стук в дверь. Неожиданно в группе появляется сорока.

Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)

Сорока: Здравствуйте, ребятки. Я Сорока-белобока: зеленый хвост, долгий нос.

Это группа сказка?

Воспитатель: Да, давайте ребята, поздороваемся с сорокой. (здороваются)

Воспитатель: Проходи, гостьей будешь. (сорока что-то шепчет на ухо воспитателю) Сорока-белобока: зеленый хвост, долгий нос принесла нам новости.

Сорока: Спасибо, ребятки. Слышала я, что у вас в группе книги пропали.

Воспитатель: Посмотрите, правда, ребята, книг нет на месте.

Уважаемая сорока, подскажи нам, где и как их искать?

Сорока: Держите конверт. В нём загадка. Отгадаете, кто это? Он вам подскажет, где искать пропавшие книги. А мне лучше с ним не встречаться. (делает испуганный вид и улетает)

Воспитатель: Интересно, про кого загадка? Кто же нам подскажет, где искать пропавшие книги.

(открывает конверт и читает)

Загадка:

Сам мохнатенький, да усатенький,

Зелёные глаза – всем мышам гроза. (ответ детей)

Воспитатель: Да, это кот. Коты, кошки – самые домашние, самые ласковые создания, которые создают уют в доме. Пойдёмте, найдём кота и спросим, где наши книжки, куда они пропали?

(дети спрашивают)

Кот: Мурр-Мурр, мяу–мяу. Люблю я мурлыкать, в игры играть. слушать стишки, да песенки. Порадуйте меня, тогда скажу. Мррр…

Ребёнок:

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы, удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Ребёнок:

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы по лавочке!

Цапы, цапы за лапочки!

Кот: Какие вы молодцы! Порадовали меня. А про книги пропавшие, наверное, моя хозяюшка знает, кукла Настенька. Посмотрите, высоко сидит, да в окошко всё глядит. Спросите у неё. (дети подходят к кукле, спрашивают)

(кукла шепчет воспитателю что-то на ушко)

Воспитатель: Мне кукла Настя сказала, что она всё время наблюдает за вами и видит, как вы занимаетесь, играете, обращаетесь с игрушками, книжками. Вы ее расстроили её, плохо обращались с игрушками, книжками, обижали ребят. И это она спрятала книжки. Кукла Настя просит выполнить 3 задания. Тогда вы найдёте их. Согласны выполнить?

1-е задание: поиграть 2 раза в игру «Огурецик, огуречик…»

Воспитатель: Мышкой буду я с Настей. (дети играют, садятся)

2-е задание: спеть песенку про петушка

Воспитатель: Ребята, споём песенку про петушка?

(Дети вместе с воспитателем исполняют русскую народную прибаутку «Петушок»)

3-е задание: позвать солнышко.

Воспитатель: - Ребята, давайте все вместе позовём солнышко:

Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошко! Ждут тебя, ребятки, ждут тебя, котятки!

3. Заключительная

часть.

Рефлексия

Воспитатель: (Открывает шторку, а там солнышко на окне.)

На подоконнике лежат книжки. Ребята замечают.

Воспитатель: А вот и книжки наши нашлись. Здесь и сказки, и стишки, и рассказы и песенки с поговорками. Наверное, кто-то плохо обращался с книжками: мял, рвал, кидал. Можно так делать? (ответы детей)

Надо книги любить, аккуратно листать и читать потому что, без них нам будет скучно и не интересно.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов.

Воспитатель:

- Дети, какое волшебное слово мы скажем котику, кукле Насте за помощь.

- Какие вы молодцы!

- Что мы делали? Кто нам помогал? Со всеми заданиями справились? Нашли мы книги?

Воспитатель: Кукла Настя сказала мне, что хочет с вами остаться.

- А сейчас давайте попрощаемся с гостями и скажем до свидания!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Весна» Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу, отражающих последовательность событий. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять.

Конспект интегрированной организационно-образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе за I кварталКонспект интегрированной организационно-образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе за I квартал Программное содержание: • Продолжать развивать речь как средство общения; • Продолжать устанавливать причинно-следственные связи между.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуки [т], [т’] — [д], [д’]. Буквы Т — Д»Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуки [т], [т’] — [д], [д’]. Буквы Т — Д» Конспект образовательной деятельности по «Речевому развитию» (занятие по формированию фонетико-фонематических средств и обучению грамоте).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«В поисках исчезнувших книг». Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе
Опубликовано: 6 марта 2025 в 15:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В поисках исчезнувших книг». Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Мартынова (УИ 312548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД