Ирина Миронова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в связной речи» для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Тема: «Автоматизация звука «р» в связной речи».
«Страна сказочных героев».
Цель: Автоматизировать и ввести в речь поставленный звук [р].
Задачи:
образовательные:
- Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Автоматизация звука [р] в связной речи“ для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- добиваться правильного произношения звука «р» в словах, в предложениях;
-уточнить словарь ;
-вырабатывать технику чтения;
-развивать связную речь.
Коррекционные:
-закрепить правильный артикуляционный уклад на звук «р»;
-развивать фонематическое и зрительное восприятие;
-развивать грамматический строй речи;
-развивать память, мышление;
- закрепить слоговой анализ слов;
- закрепить навыки словообразования.
Воспитательные:
- Формировать умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца
- Развивать способности регулировать свое поведение
воспитывать самостоятельность, инициативность, самоконтроль.
Здоровьесберегающие:
- Формирование правильной осанки
- Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий
Оборудование: шкатулка, карточки с буквой Р, предметные картинки, карточки с заданиями, кроссворд, цветные камни, презентация героев сказок, фонограмма песен, оборудование для песочной терапии, подушки – смайлики.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, (имена детей!
У нас с вами сегодня не обычное занятие. Мы отправимся с вами в сказку, где живет знакомый вам звук. Но для этого вам нужно отгадать загадку и узнать, что же это за звук.
Что бы вырвать этот овощ,
Не хватало деду сил.
Но пришли ему на помощь,
Все, все кого он попросил. (Репка)
- Давайте закроем глаза и отправимся в сказку. (Звучит музыка «В гостях у сказки).
2. Сообщение темы занятия. Акустическая и артикуляционная характеристика звука Р и связь звука с буквой.
-Смотрите, ребята шкатулка. А давайте посмотрим, что в ней? (Письмо)
- Это сказочные герои приготовили вам письмо.
«Дорогие ребята, мы узнали, что в этом году вы старательно занимались и многому научились. Мы рады за вас и хотим проверить ваши знания. И посылаем вам наши вопросы. Попробуйте на них ответить.»
- Давайте посмотрим какие герои прислали вам свои вопросы. (Презентация)
1. Черепахе триста лет,
Старше на всём свете нет!
И на пруд, где много тины,
К ней явился Буратино.
Черепаха ключ хранила.
А зовут её. (Черепаха Тортилла)
2. И прекрасна и умна,
И добра весела. (Василиса прекрасная)
3. Это знают даже первоклашки,
Что есть друг большой у Чебурашки,
Под гармошку песни он поёт.
Имя друга каждый назовёт (Крокодил Гена)
4. Вот совсем нетрудный. ,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос (Буратино)
5. Пошла к бабушке она,
Пирожки ей понесла,
На ней шапочка была (Красная шапочка)
- Молодцы ребята.
- Давайте посмотрим, от кого же у нас первый вопрос.
Вопрос от «Черепахи Тортиллы»
«Ребята, посмотрите на картинки и помогите мне определить, какой звук повторяется в словах» ( предметные картинки: радуга, репка, тигр, светофор, баран)
- Вы догадались, какой звук мы будем продолжать четко и правильно произносить? (Звук Р) А чем отличается звук Р от буквы Р? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим, пишем и читаем) Как мы произносим звук Р, что делают губы, зубы, и язычок?
(рот приоткрыт, кончик языка на альвеолах за верхними зубами, вибрирует, боковые края языка прижаты к боковым зубам).
3. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, давайте вспомним, какие упражнения помогли вам научиться правильно произносить звук [Р].
Логопед показывает карточку и произносит стихи, дети выполняет упражнение.
(Выполнение упражнений перед зеркалом). (Картинки с упражнениями)
«Качели» - «Сели дети на качели и взлетели выше ели, и на качелях вверх и вниз, ты качаться не ленись»
«Гармошка»- «Ну- ка рот по шире крошки, поиграем на гармошки, язычок не отпускаем, только ротик открываем»
«Грибок» - «Язычок у нас грибок, подставляй- ка кузовок»
«Футбол» - «Буду я в футбол играть, должен мяч не пропускать, поиграю я в футбол и забью в ворота гол»»
«Лошадка» - «Причешу лошадки хвостик и на ней поеду в гости, цокай громче язычок чтоб никто догнать не мог»
«Дятел» - «Дятел на стволе сидит, клювом по нему стучит, стук да стук, раздаётся громкий звук»
4. Работа с песочным световым столом.
Развитие зрительного гнозиса, профилактика дисграфии «Узнай букву». Дыхательная гимнастика «Сдуй песок». (2 трубочки, изображение с буквой Р)
- Вы знаете ребята, а «Черепаха Тортилла» приглашает вас к себе в гости на песочек.
а) - Она здесь спрятала букву, найдите и назовите её, но найти вы должны ее с помощью соломинок. Подуйте в соломинки, правильно…
б) – Давайте проведем на песке пальцем, изображая букву Р и одновременно произнесем звук Р.
- Хорошо, с заданием вы справились. Теперь посмотрим следующий вопрос. От кого же он?
5. Развитие фонематического восприятия.
-А теперь давай те проверим как вы умеете слышать звук «Р».
- Хлопните в ладоши, если в слове услышите звук Р :
Руки, рама, козы, рот, рыба, коса, тучка, ручка, лук, дом, рак, мак, сок, соты.
5. Автоматизация звука «Р» в чистоговорках.
«Ребята, давайте повторим весёлые чистоговорки»
Ра –ра – ра – весёлая игра.
Ро- ро - ро едем на метро.
Ры – ры – ры в парке комары.
Ру- ру – ру я гормонь беру.
6. Согласование существительных с числительными. Упражнение «Считай и называй»
Вопрос от «Василисы Прекрасной»
- Ребята у меня порвались бусы и все изумруды рассыпались. Помогите мне их собрать. Давай те сосчитаем изумруды до 10. (Камни)
- Василиса прекрасная приготовила вкусную еду. Посмотрите на картинки и скажите, из каких продуктов что получилось. Соедините линией продукт с готовым блюдом. (картинки)
7. Слоговой анализ слов.
Следующий вопрос вам прислал «Крокодил Гена и Чебурашка» (Картинки со словами) (вагончики)
«Ребята, мы отправились в путешествие и не знаем в каком вагоне нам занять места. Мы посылаем вам предметные картинки со словами, вам нужно поделить слова на слоги и распределить их по вагончикам»
8. Физминутка. «Снегопад».
Белый снег, пушистый.
(Взмахи руками)
В воздухе кружиться,
(Повороты вокруг себя)
И на землю тихо
Падает, ложиться.
(Опустится на корточки)
9. Грамматический строй речи.
Упражнение «Ошибки Буратины». «Карточки со словами»
Следующий вопрос у нас от «Буратино». (Разрезные карточки со словами)
«Ребята, я делал домашнее задание и допустил много ошибок, помогите мне их исправить».
У командира новый мундир.
В зоопарке живет морж.
Мурка гонится за мышкой.
Арбуз лежит в корзине.
Егорка катается с горки.
10. Развитие фонематического восприятия с помощью музыки.
- Ребята, а вы любите песни?. И наши сказочные герои тоже очень любят песни и сами их поют. Попробуйте угадать, какой сказочный герой исполняет эту песню? (Звучит фонограмма с песней)
- песенка «Крокодила Гены»
- песенка «Буратино»
- песенка «Черепахи Тортиллы»
- песенка «Красной шапочки.»
10. Автоматизация звука «Р». Навыки словообразования. Название детенышей животных. (Картинки животных)
Вопрос от «Красной шапочки»
«У моих животных потерялись детеныши, помогите вернуть их мамам»
У коровы - телята
У тигра – тигрята
У верблюда – верблюжата
У курицы – цыплята
У свиньи - поросята
У лошади – жеребята
11. Автоматизация звука «Р» в связной речи.
-Нашими помощниками сегодня были герои сказок, попробуйте угадать с помощью кроссворда из каких они сказок. (Кроссворд)
1. Василиса Премудрая – это красивая и милая девушка, которая ослушалась отца, в результате чего была заколдована и должна была носить лягушечью шкуру целых три года.
2. Буратино оказавшись в пруду, встретил старую и мудрую черепаху Тортиллу, которую он покорил своей наивностью и молодостью. Она жалеет Буратино оставшегося без денег и дарит ему ключик.
3. Чебурашка – неизвестный науке зверь с большими ушами, добрый, ласковый, преданный друг.
4. Эта маленькая девочка послушавшись совета матери, пошла к бабушке через лес, встретила волка.
1.
2.
3.
4.
- Молодцы ребята, нам пора возвращаться домой.
- Закрываем глаза.
11. Домашнее задание.
Выучить наизусть скороговорку:
- Бобр добр до бобрят.
- Ребята, в завершении нашего занятия, я бы хотела, попросить вас, поднять смайлик соответствующий вашему настроению. (подушки- смайлики)
12. Итог занятия.
-У каких сказочных героев мы были сегодня с вами в гостях?
-Над каким звуком мы работали?
- С какими заданиями мы помогли справиться сказочным героям?