Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук [ш] в словах.
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука [ш] в начале, в середине и в конце слов;
- упражнять в словообразовании притяжательных прилагательных от существительных по образцу;
- активизировать словарный запас по теме: «Одежда».
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- совершенствовать пространственные ориентировки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [ш] в словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- воспитывать усидчивость.
Тип занятия: закрепление.
Этап работы: автоматизация звука.
Организационная форма проведения: индивидуальная.
Возраст ребёнка: 6 лет.
Оборудование: индивидуальное зеркало, воздушные шарики, в каждом из которых находится загадка на тему: «Одежда» (отгадки: шапка, шарф, шуба, шляпка, шорты, рубашка), мяч.
Лингвистический материал: слова, насыщенные звуком [ш] на тему: «Одежда» (шапка, шарф, шуба, шляпка, шорты, рубашка), прилагательные: мамина, медвежья, волчья, заячья, беличья.
План проведения занятия:
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Мышка».
3) Дыхательная гимнастика «Ветерок».
4) Игра «Отгадай загадки».
3. Динамическая пауза «Кот и мыши».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ш]».
2) Игра «Чья шуба?».
5. Итог занятия.
6. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
В кабинете учителя-логопеда на потолке висят 6 воздушных шаров, в каждом из которых находится загадка на тему: «Одежда» (отгадки: шапка, шарф, шуба, шляпка, шорты, рубашка).
Учитель-логопед:
- Посмотри, что это. Правильно, это шарики. Это необычные шарики – они с сюрпризом. С каким? Узнаешь позже.
Объявление темы занятия.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед:
- Выполним артикуляционную гимнастику.
Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Грибок» перед зеркалом.
2) Пальчиковая гимнастика «Мышка» (развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- Выполним пальчиковую гимнастику.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Мышка».
Мышка зёрнышко нашла
(Шагаем указательным и средним пальцами по столу.)
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
(Трём кулак о кулак.)
Испекла всем пирожки:
Мышонку — с капустой,
(Загибаем пальчики, начиная с мизинца.)
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстяка
(Дёргаем большой палец.)
Все четыре пирожка:
(Загибаем пальчики, начиная с указательного.)
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
3) Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Учитель-логопед:
- Выполним дыхательную гимнастику «Ветерок».
Поднести ладонь правой руки к губам. Между губами и ладонью – 10-15 см. Дуть на ладонь холодной воздушной струёй. То же самое – с ладонью левой руки. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.
4) Игра «Отгадай загадки».
Учитель-логопед:
- А теперь поиграем в игру «Отгадай загадки».
- Помнишь, я говорила тебе, что воздушные шарики, которые висят у нас на потолке, с сюрпризом? В каждом шарике находится загадка. Тебе нужно лопнуть шарик, достать оттуда загадку и разгадать её. Начнём!
Если хочешь модной быть,
Успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток
Должен подходить под. (шляпку)
И в мороз, и в холода
Она спасёт тебя всегда.
Чтоб не было здоровье шатким,
Надень на голову ты. (шапку)
От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты? (Шубку)
Спортивную одежду
Не знает лишь невежда:
На теннисные корты
Что надевают? (Шорты)
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки.
Что это? (Рубашки)
Дорожка сшита-связана
Да к домику привязана.
Кругом домик обежит,
А потом замрёт —
Лежит, домик охраняет,
Холод отгоняет. (Шарф)
Учитель-логопед:
- Молодец! Ты отгадал все загадки. Назови все слова, которые ты отгадал. Подумай и ответь, какое слово здесь лишнее. Правильно, рубашка. Объясни свой выбор. (Звук [ш] находится в середине слова рубашка, во всех остальных словах звук [ш] находится в начале слова).
3. Динамическая пауза «Кот и мыши».
Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:
Мыши водят хоровод.
(Ходьба по кругу.)
На лежанке дремлет кот.
- Тише, мыши, не шумите!
(Грозить пальчиком.)
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька-кот -
Разобьёт весь хоровод.
Шевельнул ушами кот -
(Бег по кругу.)
И исчез весь хоровод!
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.
1) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ш]».
Учитель-логопед:
- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [ш]». Я буду произносить слова, обозначающие одежду, а ты слушай внимательно. Если услышишь в слове звук [ш], хлопай в ладоши.
- Шапка, шаль, свитер, джемпер, шорты, джинсы, брюки, штаны, шуба, бриджи, шляпка, шарф, жилетка.
- Молодец. Ты справился с заданием.
2) Игра «Чья шуба?» (на развитие навыка образования притяжательных прилагательных от существительных).
Учитель-логопед:
- А сейчас мы поиграем в игру «Чья шуба?». Я тебе бросаю мяч и произношу словосочетание. Ты бросаешь мне мяч и произносишь преобразованное словосочетание. Например: шуба лисы – шуба (чья) лисья. Начинаем.
Шуба мамы - …
Шуба медведя - …
Шуба волка - …
Шуба зайца - …
Шуба белки - …
- Молодец! Ты правильно образовал слова.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ш])
- Молодец! Ты сегодня отлично занимался.
Использованная литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Жужжалочка и шипелочка. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2013.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
5. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
7. Мещерякова Л. В., Мещерякова Л. В. Забавные шипелки: коррекция шипящих звуков. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.