Верхорубова Олеся Евгеньевна
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с нарушением интеллекта «Сказка «Снегурочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка»
Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция областей : «Познавательное развитие».
Вид занятия : групповое.
Задачи:
Коррекционно-обучающая: продолжать учить выборочному пересказу фрагментов текста.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с нарушением интеллекта „Сказка „Снегурочка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Снегурочка». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Коррекционно-развивающая : развивать умение пользоваться связной фразовой речью.
Воспитательная: воспитывать честность, доброту.
Методы и приемы руководства: словесный (беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций (Дед и баба слепили Снегурочку. Дед и баба уезжают в город. Снегурочка смотрит на забавы детворы, Снегурочка прыгает через костер, практический (оказание индивидуальной помощи).
Материал и оборудование: картина В. Васнецова «Снегурочка», цветные иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка» (Старик и старуха грустные сидят. Старик и старуха лепят Снегурочку. Снегурочка-помощница по дому. Снегурочка грустит весной. Снегурочка идет в лес с подружками. Снегурочка прыгает через костер. Снегурочка превращается в облачко и улетает, магнитофон, аудиозапись мелодии «Зимняя стужа».
Ход
1. Организационно-мотивационная часть
Педагог: Ребята, встанем в круг, взявшись за руки с теми, с кем дружите, со своими лучшими друзьями. Как приятно держать друг друга за руку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь всем присутствующим.
2. Деятельностная часть
(Раздается стук в дверь, входит воспитатель одетая в костюм Снегурочки, здоровается с детьми).
Педагог: Кто это пожаловал к нам в гости?
Дети: Это Снегурочка.
Педагог: Верно. Здравствуй, Снегурочка. Она пришла к нам, чтобы рассказать вам русскую народную сказку о себе, которая так и называется «Снегурочка». Садись, Снегурочка, расскажи сказку, порадуй ребят. Слушайте внимательно. Потом мы будем ее пересказывать.
Педагог: Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Снегурочка.
Педагог: Почему сказка называется «Снегурочка»?
Дети: Потому что девочку слепили из снега и назвали «Снегурочка».
Педагог: Миша начни рассказывать нам сказку?
Дети: У них не было детей, им хотелось дочку, поэтому они решили слепить ее из снега. Снегурочка ожила и стала с ними жить и расти. Снегурочка была умная, смышленая, веселая, работящая.
Педагог: Какая Снегурочка стала весной?
Дети: Снегурочка стала печальная, грустная.
Педагог: Почему Снегурочка стала весной грустная?
Дети: Она по зимушке скучала, ведь она из снега слеплена.
Педагог: Куда пошла Снегурочка с подружками?
Дети: Снегурочка пошла в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать.
Педагог: Что с ней случилось в лесу?
Дети: Стала она прыгать через костер, прыгнула и растаяла.
Педагог: Почему она растаяла?
Дети: Потому что она из снега была сделана.
Педагог: Эта сказка веселая или грустная?
Дети: Сначала веселая, а в конце грустная.
Педагог: Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».
Дети: Да.
Пальчиковая игра «Утречко»
Утро настало, солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками»)
Эй братец Федя разбуди соседей! (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения).
Вставай, Большак! (Большой и указательный палец правой руки щелкает по большому пальцу левой руки).
Вставай, Указка! (Щелчок по указательному пальцу).
Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу)
Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу).
И крошечка - Митрошечка! (Щелчок по мизинцу).
Привет, Ладошка! (Щелчок по центру ладони).
Все потянулись и проснулись. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся).
Педагог: Молодцы. Продолжаем занятие.
Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку.
Педагог: На экране будут появляться картинки. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам.
Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха грустные сидят.
Педагог: Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.
Дети: Горе у старика со старухой было : детей у них не было.
Педагог: Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха лепят девочку.
Педагог: Вспомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Говорит старик старухе :
- А давай старуха мы из снега себе дочку слепим?
А старуха в ответ :
-Давай дед позабавимся, слепим девочку себе снежную, назовем ее Снегурочкой. Вышли они во двор, и лепить девочку стали. Скатали ком снежный, руки, ноги, да голову приладили. Вылепил старик нос, рот и глаза – ладно личико у него получилось.
Педагог: А вот и следующая картинка, что на ней изображено?
Дети: Снегурочка помогает старику со старухой, несет им воды.
Педагог: А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?
Дети: Снегурочка растет умная да смышленая, веселая да работящая – за что не возьмется все у нее в реках спорится, а песнь затеет – заслушаешься. По дому первая помощница.
Педагог: Что вы видите на следующей картинке?
Дети: Снегурочка сидит и грустит весной.
Педагог: А как это в сказке описывается?
Дети: Вот и зима к концу подошла, весеннее солнышко землю пригрело, а Снегурочка с каждым днем печалится, ничего ее не радует.
Педагог: На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?
Дети: Как-то раз собрались девушки в лес, да Снегурочку кличут :
- Пойдем с нами Снегурочка в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать! Неохота Снегурочке в лес идти. А тут дед с бабкой велят: - Иди, иди снегурочка, повеселись с подружками.
Согласилась пойти с подругами Снегурочка, побежали они песни петь, хороводы водить.
Педагог: А что вы видите на этой картинке?
Дети: Снегурочка прыгает через костер.
Педагог: Припомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Когда солнце за лесами спряталось, разожгли они костер из хворосту, да давай по очереди через огонь прыгать-скакать, да желания загадывать. До Снегурочки последней очередь дошла. Неохота прыгать Снегурочке, да пристали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!. Разбежалась Снегурочка и прыгнула.
Педагог: А на этой картинке мы видим, что Снегурочка обратилась в облачко. Как в сказке рассказывается об этом событии?
Дети: Обернулась облачком белым и в небо уплыла. Растаяла Снегурочка.
Педагог: Молодцы ребята, точно припомнили фразы из сказки.
Давайте теперь все вместе попробуем рассказать сказку, глядя на экран. Я буду вам помогать, старайтесь, будьте внимательными.
«Жили-были …»
Дети: Старик со старухою.
Педагог: Все у них шло ладно, и жили они (дополнение незаконченных предложений).
Дети: Дружно.
Педагог: Все бы хорошо, да одно горе…
Дети: Бог детей не дал.
(Таким образом, с помощью договаривания фраз, начатых педагогом, дети пересказывают сказку).
Педагог: Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы пересказали сказку. А тебе Снегурочка понравилось как ребята пересказывали сказку?
Снегурочка : Очень понравилась.
3. Рефлексивно-оценочная часть
Педагог: Ребята, какую сказку сегодня на занятии вы учились пересказывать?
Дети: Сегодня на занятии мы учились пересказывать русскую народную сказку «Снегурочка».
Снегурочка : А сейчас мне в лес пора. До встречи, ребята!