Елена Белослудцева
Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
(2 год обучения, 3 период)
Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (второй год обучения, третий период)
Тема: «Комнатные растения»
Задачи:
Публикация «Конспект подгрупповой НОД „Комнатные растения“ по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Коррекционно-обучающие: Активизировать и актуализировать словарь по лексической теме «Комнатные растения». Создавать условия для совершенствования умений составлять план к предложенному рассказу, составлять рассказ на предложенную тему с элементами творчества по плану и собственному рисунку.
Коррекционно-развивающие: Закреплять умение подбирать слова с близким и противоположенным значением, умение составлять простые предложения, осложнённые однородными определениями. Развивать логическое мышление, воображение, зрительно-сенсорное восприятие, умение согласовывать речь с движением.
Воспитательные: Воспитывать любовь и заботу к комнатным растениям, стремление прийти на помощь. Самоконтроль над речью.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, слайдов с комнатными растениями; составление описаний комнатных растении; чтение сказки Г. Х Андерсена «Дюймовочка»; беседы о том, как размножаются комнатные растения и как за ними ухаживают.
Методы и приёмы:
- Наглядные: демонстрация комнатных растений, наблюдение за их качественными характеристиками (форма, цвет, величина); использование проектора с целью вхождения в сюжет занятия и выхода из него.
- Словесные: беседа; рассказы детей с элементами творчества.
- Практические: приём планирования выполнения задания, упражнения (подражательного характера)
- Игровые: игровая ситуация, сюрпризный момент
- Методы повышения познавательной активности: сравнения, моделирования, вопросов --
- Методы повышения эмоциональной активности: воображаемая ситуация, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны.
- Методы обучения и развития творчества: мотивирование детской деятельности, прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее, проблемные вопросы.
Виды детской деятельности: игровая (включение в воображаемую ситуацию, изобразительная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: ребус «Дюймовочка»; проектор; смонтированные отрывки из мультфильма «Дюймовочка» (Юго Сэрикава 1978 год и Союзмультфильм 1964 год); настоящие комнатные растения; листки бумаги с изображёнными цветочными горшками (их должно быть больше чем детей для выбора); восковые мелки; приятная мелодия сопровождающая рисование; план-схема для составления рассказа о выращивании сказочного цветка; магниты с изображением Дюймовочки по количеству детей.
Ход занятия
I. Организационный момент. (1 минута)
Дети заходят, здороваются с гостями.
Логопед: Дети, давайте посмотрим, что это лежит у меня на столе?
Дети: Это ребус.
Логопед: Попробуем его разгадать.
Дети: Дюймовочка
Логопед: Кто такая Дюймовочка?
Дети: Девочка из сказки Г. Х. Андерсена.
II. Вводная часть (2 минуты)
Логопед: Думаю, этот ребус появился неспроста. Давайте посмотрим на экран.
Логопед обращает внимание детей на проектор. Показывается смонтированный отрывок из мультфильма «Дюймовочка»
Добрая женщина из сказки «Дюймовочка»: Дети, помогите, колдунья дала мне вместо волшебного ячменного зерна обычное. Я долго ухаживала за ростком, но чуда не произошло…
Логопед: Какого же чуда ждала эта женщина?
Дети: Появления ребёнка.
Логопед: Как же мы сможем помочь?
Дети: Найти волшебника; сходить и попросить ещё одно зёрнышко; придумать другое начало к сказке.
Логопед: Я предлагаю каждому из вас вырастить цветок для Дюймовочки. Но «вырастить» его в своём воображении: сначала придумать, затем нарисовать и наконец рассказать о нём.
III. Основная часть
1. Упражнение в составлении словосочетаний прилагательное + существительное (1 минута)
Логопед: Посадочный материал для цветка необходимо взять особенный, например –
Сказочное семечко. А что ещё можно взять, скажите, заменив слово сказочное другим похожим признаком.
Дети: Волшебный черенок; чудесный отросток, необычную луковицу, фантастический листок, …
Логопед: Сейчас, приглашаю вас в небольшую оранжерею, чтобы рассмотреть комнатные растения и использовать увиденное в своих рисунках.
Логопед подводит детей к столам, на которых размещены комнатные растения.
2. Упражнение в составлении предложений со словами противоположными по смыслу (5 минуты)
Логопед: Посмотрите, стебли у комнатных растений бывают сочными как у каланхоэ и твёрдыми как у гибискуса. Кто ещё расскажет про стебли?
Дети: Стебли бывают высокие как у гибискуса и низкие как у фиалки. Стебли бывают прямыми как у каланхоэ и кривыми как у циссуса. Стебли бывают гибкими как у циссуса и хрупкими как у каланхоэ.
Логопед: Теперь давайте расскажем про листья.
Дети: Листья бывают гладкие как у бегонии и опушённые как у фиалки. Листья бывают длинными как у глоксинии и короткими как у каланхоэ. Листья бывают крупными как у бегонии и мелкими как у традесканции. Листья бывают тонкими как у хлорофитума и широкими как у глоксинии. Листья бывают светло-зелёными как у хлорофитума и тёмно-зелёными как у бегонии. Листья бывают однотонными как у циссуса и пёстрыми как у бегонии.
Логопед: А теперь посмотрите на цветы они бледные и яркие, а ещё …
Дети: Простые и махровые, крупные и мелкие, одиночные и в соцветиях, одноцветные и двуцветные, …
Логопед: Молодцы, теперь разбирайте горшочки для своих рисунков и садитесь за столы.
Дети берут заготовленные листы бумаги с изображением цветочных горшочков и садятся за столы
3. Упражнения на профилактику нарушений зрения (1 минута)
Логопед: Закройте глазки и представьте, что ваше растение выросло, цветок распустился, каким он будет?.
Логопед: Откройте глазки, поморгайте, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.
Дети выполняют инструкцию логопеда
4. Упражнение на проявление творчества, реализацию задуманного в рисунке (5 минут)
Логопед: Приступайте к изображению своего придуманного комнатного растения с помощью восковых мелков.
Дети рисуют волшебный цветок по представлению. Логопед ближе к окончанию работы спрашивает у каждого ребёнка, как он назовёт свой цветок.
Логопед: Потрудились хорошо пора немного отдохнуть
5. Упражнение на согласование речи с движением (1минута)
Мы цветочки поливаем,
Землю палочкой взрыхляем.
Вот росточек появился,
Потихоньку распустился.
Пусть цветочки подрастают,
Пусть на радость расцветают,
А мы тряпочки возьмем,
Все подставочки протрем.
К солнцу тянутся листочки,
Будут чистыми горшочки.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
6. Коллективное составление плана рассказа (3 минут)
Логопед: У вас получились очень подходящие цветы для Дюймовочки. Осталось только о них рассказать. Составим план.
Логопед: Как вы думаете, с чего же необходимо начинать?
Дети: Надо цветок посадить.
Логопед помещает на мольберт первую часть схемы-плана
Логопед: О чём будем рассказывать дальше?
Дети: Как ухаживали за растением.
Логопед помещает на мольберт вторую часть схемы-плана
Логопед: Вот ваше растение появилось, цветок расцвёл. Что о нём можно сказать?
Дети: Как он выглядит.
Логопед помещает на мольберт третью часть схемы-плана
Логопед: Когда вы рисовали, я у каждого о чём-то спросила? Что необходимо придумать?
Дети: Название цветка.
Логопед помещает на мольберт четвёртую часть схемы-плана
Логопед: Как вы считаете, когда Дюймовочка покинет цветок, растение будет продолжать расти?
Дети: Да.
Логопед: Значит, что необходимо добавить?
Дети: Какую пользу растение будет приносить людям.
Логопед помещает на мольберт пятую - последнюю часть схемы-плана.
Логопед: А теперь, немного соберитесь с мыслями, и мы послушаем ваши рассказы.
7. Рассказывание детей по плану и собственному рисунку, с элементами творчества (3-4 ребёнка) (10 минут)
Молодцы вы замечательно справились. Остальные рассказы мы обязательно запишем и отправим доброй женщине из сказки.
Прошу выйти детей кто ещё не показал свои работы. Расскажите по очереди, как вы назвали свой цветок и какую пользу растение будет приносить людям.
Дети выходят, показывают свои рисунки, рассказывают как назвали свой цветок и какую пользу он приносит людям.
IV. Заключительная часть. Итог НОД. (2 минуты)
Логопед: Думаю, нам пора подойти к экрану, Добрая женщина сообщит вам что-то важное.
Добрая женщина из сказки «Дюймовочка»: (смонтированный фильм)
Спасибо, у вас получились чудесные цветы, от каждого я взяла по чуть чуть и вот что получилось …
(На экране отрывок из мультфильма «Появление Дюймовочки из цветка».)
За вашу помощь высылаю небольшие сувениры, они скоро будут в группе, до свидания.
Логопед: Что вас сегодня удивило на занятии?
Дети: отвечают на вопрос
Логопед: Что вам показалось трудным?
Дети: отвечают на вопрос
Логопед: Что вам понравилось делать?
Дети: отвечают на вопрос
Логопед: Молодцы, спасибо вам за помощь и активность идите в группу.