Кулахметова Рушания
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. «Вода. Как разделить смеси»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Жемчужинка»
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Тема: «Вода. Как разделить смеси» (фильтрование)
Подготовила: Кулахметова Р. С., воспитатель.
п. Харп, 2019г
Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности
Задачи: Обучающие:
познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе, „Вода, Как разделить смеси“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать любознательность, связную речь, мышление; общие познавательные способности: умение анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
Воспитательные:
воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу; аккуратность при выполнении работы.
Здоровьесберегающие:
продолжать формировать у детей представление о ценности и значении чистой воды для здоровья человека, окружающей флоры и фауны.
Оборудование:
Аудиозапись «Ручеек», магнитная доска, искусственный пруд, картинки с изображением возможных загрязнений водоемов, схемы разных способов очистки воды, бутылка с грязной водой; лаборатория (фильтры из ткани, сетки, ватные диски, один большой стакан, три маленьких стакана, воронки, кусочки марли, стаканчики с грязной водой, фартуки, игрушка – лягушка. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. - СП. б. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.
Организация детей: Столы расположены по периметру, дети разделены на подгруппы (у каждого на груди прикреплен номер подгруппы, соответствующий номеру последовательности проводимого опыта) и располагаются за столом, соответствующий номеру своей подгруппы. По центру периметра стол для экспериментирования. Дети по номеру последовательности опыта подходят своими подгруппами к центральному столу для проведения эксперимента.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций по теме «Вода», наблюдения, беседа о значении воды для живой природы, загадывание загадок.
Чтение художественной литературы «Стыдно перед соловушкой»
Словарь: очищение, раствор, фильтр, сетка, ткань, ватные диски, вещества, смешанная, растворились.
Ход экспериментирования
1. Организационный момент. Мотивация
Ребята подумайте и скажите, без чего нельзя жить на свете (ответы детей).
А кому нужна вода для жизни? (ответы детей: люди, животные, птицы, растения).
Этюд «Цветок»
Да, ребята покажите завядший цветок?
А теперь цветок после дождя?
Ой, ребята, а кто у нас стонет? (воспитатель обращает внимание на имитацию пруда).
Да, это Лягушонок.
А, что же случилось, почему он стонет, наверное, у него какая – то беда. Ну, конечно же, ребята, беда!
2. Рассматривание. Включается аудиозапись «Ручеек»,
Посмотрите, какая грязная вода у него в пруду?
Можно ли жить в такой грязной воде? (ответы детей).
Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь чем - то Лягушонку? (ответы детей: сможем).
А как это можно сделать? (ответы детей: почистить пруд, вытащить мусор из воды).
А теперь я вас приглашаю в лабораторию.
3. Познавательно исследовательская деятельность.
В нашей мини лаборатории мы научимся очищать воду. То есть фильтровать, а как это делать я сейчас расскажу и покажу.
Ребята, проходите к рабочим местам рассаживайтесь поудобнее. А теперь представьте себя, что вы настоящие лаборанты.
Посмотрите, ребята на свои рабочие столы.
Воспитатель: У вас на столах есть стаканы с грязной водой (смесь воды с песком). Эту воду мы набрали из пруда. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобиться в работе.
Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будем подгруппами, номер прицеплен к вашей груди. К центральному столу подходят ребята первой подгруппы. Сначала мы воду будем фильтровать через сетку. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – сетку. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный. (Выполнение)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим фильтр, он стал каким? (грязный на нем остались большие кусочки грязи.) А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Какой сделаем вывод? Дети: Значить сетка пропускает мусор и грязь.
Воспитатель: А теперь уберём использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. К центральному столу подходит вторая группа детей.
Воспитатель: Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. (Выполнение) Все ребята профильтровали?
Давайте посмотрим на фильтры. Они стали какими? (ответы детей: грязными). Правильно здесь и песчинки, и соринки. Какой сделаем вывод?
Вывод: этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная)
А теперь профильтруем воду через ватные диски. К столу прошу подойти третью подгруппу детей. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем.
Вывод детей: и здесь на фильтре остались соринки
Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да). Почему?
Вывод детей: этот ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.
А теперь попробуйте сделать смеси и определить, растворяются ли в воде следующие вещества: песок, сахар, масло подсолнечное.
Первая группы растворяют сахар, вторая- песок, а третья- подсолнечное масло. Дети выполняют вместе с воспитателем. Сначала разводят вещества в воде до их полного растворения. По окончании эксперимента дети рассказывают о результатах своих опытов, делятся впечатлениями, проверяют свою гипотезу.
Работают в тетрадях, делают зарисовки в дневнике.
Вывод: Сахар, смешанный в воде хорошо и быстро, растворился, т. к. это вещество хорошо растворяется в воде,
Вода, смешанная с песком, не полностью растворились в воде. Подсолнечное масло осталось плавать на поверхности воды.
4. Итог
Воспитатель: Чему сегодня в нашей лаборатории мы учились?
Скажите, через какой фильтр нужно фильтровать воду? (ответы детей: правильно, через ватные диски, потому что они плотные и хорошо очищают воду).
- Дети, скажите можно жить без воды? Без воды нет жизни на земле, и всем вода нужна чистая.
А теперь возьмем стаканы с чистой профильтрованной водой и отнесем Лягушонку.
Выливаем воду в другой поддон с чистой водой.
Воспитатель: Посмотри, Лягушонок, какой чистый и красивый стал твой пруд. В таком пруду тебе будет приятно жить. Правда, ребята?
А наши ребята научились фильтровать воду и запомнили правила поведения в природе (демонстрация символов – запрещающих загрязнение водоёмов).
Нельзя засорять водоемы.
Самооценки при помощи карточек символов (символ-капелька)
Творческое задание детям на дом: Подумайте, как можно сохранить на планете воду чистой. Свои мысли можно оформить в виде рисунка, плаката. Все ваши работы мы поместим в мини-музей «Вода вокруг нас».