Елена Рогожина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Познакомить детей с согласным звуком «Л».
Познакомить с условным обозначением звука «Л» — синий квадрат.
Познакомить с печатным написанием буквы «Л».
Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного
предмета.
Учить читать слоги.
Материал: Демонстрационный материал «Звуки и буквы» (лист 15) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук и буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Раздаточный материал: набор магнитных букв, схема для определения места звука в трех позициях, рабочая тетрадь «От А до Я», карандаши.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
- Как поют песенку без слов? (ля-ля-ля)
-Как зовут кота – друга двух мышей? (Леопольд.)
-В кого превратил свою дочь Василису Премудрую, Кощей Бессмертный?
(В лягушку.)
-Кого из зверей, несмотря на хитрость и плутовство, в русской народной сказке называют «сестричкой»? (Лису.)
-Что бывает на земле после дождя? (Лужи.)
- Какой звук слышится в каждом слове? («Л».)
Этот звук произносится так же, как гласный? Мы можем его пропеть? (Нет.)
Следить за тем, чтобы дети произносили звук так, как он слышится в слова
«Л». Объяснить детям, что звук «Л» — согласный, при его произнесении воздух выходящий изо рта, встречает преграду.
- Звук (Л) согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Этот звук нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или десны.
-Посмотрите на плакат и назовите предметы. (Лук, пила, стол.)
Объяснить детям, что согласные звуки в схемах слов обозначаются синим
цветом.
- Есть ли звук (Л) в слове лук?
- Где слышится звук (Л) в слове лук? (В начале слова).
- На нашей полоске звук (Л) займет первое окошко.
- Где слышится звук (Л) в слове пила? (В середине слова).
- На нашей полоске звук (Л) займет среднее окошко.
- Есть ли звук (Л) в слове стол?
- Где слышится звук (Л) в слове стол? (В конце слова).
- На нашей полоске звук (Л) займет последнее окошко.
Игра «Назови слово со звуком (Л)».
-Придумайте слова, в которых звук (Л, (Л*) был бы в начале слова, в середине и в конце.
Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка (садятся за столы)
Буква «Л»
- Звук Л живёт в букве Л. Вот она, посмотрите. (Показать детям букву «Л»).
Прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Клоун в цирке так хорош -
Он на букву «Л» похож.
Работа в тетради. Чтение слогов.
- Ребята, найдите букву Л среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Л).
- На что похожа буква Л?
Акцентировать внимание детей на том, что букву видят и пишут.
- Букву мы с вами увидели, теперь предлагаю научиться ее писать.
- Напишите букву (Л) в слоговом домике по пунктирным линиям, затем самостоятельно.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
- Взяли карандаши, пишем букву Л. Спинка прямая.
Во время выполнения задания, слежу за осанкой детей, за умением держать ручку)
- В каждом окошечке согласная буква Л, соединилась с гласной, и вместе они образовали слог.
- Слоги эти звучат по-разному, в зависимости оттого, какие буквы соединил.
Прочитать детям слоги «ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ», а затем, ведя указкой согласной к гласной, добиться от детей слитного чтения слогов.
«Какая буква заблудилась?»
- Давайте поиграем в игру «Какая буква заблудилась?»
На доске написаны следующие буквы : А, И, У, Э, Л, О.
-Какая буква лишняя и почему?
Итог
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Почему гласный?
- Какой буквой обозначен звук (Л?
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой.