Дарья Кудрявцева
Консультация для родителей «Английский язык в раннем возрасте: почему лучше начать раньше?»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Кудрявцева Дарья Николаевна
Воспитатель, преподаватель английского языка
г. Н. Новгород, МБДОУ №21 «Солнечный город»
«Английский язык в раннем возрасте – почему лучше начать раньше?»
(Раннее обучение английскому языку)
В современном мире раннее обучение английскому языку очень актуально и диктуется потребностями общества. Стремительное развитие общества делает роль английского языка всё более значимой, тем самым вызывая необходимость обучения детей иностранному языку в раннем возрасте. Многие родители опасаются обучать ребенка английскому, приводя в аргумент тот факт, что английский язык следует изучать только после того, как будет полностью усвоен родной, русский язык. Но в будущем это только затруднит успешное овладение английским языком, поскольку в раннем возрасте данный процесс происходит более естественно, чем во взрослом, «сознательном» периоде. Именно дошкольный период является наиболее сенситивным к усвоению английского языка, поскольку характеризуется подвижностью и «пластичностью» памяти, легче усваиваются языковые «блоки» и конструкции, особенно посредством игровой деятельности. Задача педагога сделать процесс изучения языка наиболее эффективным, создать благоприятную почву для последующего овладения английской лексикой, грамматикой, понимания речи на слух, снижения языкового барьера.
Доказано, что психологические возможности и особенности детей дошкольного возраста упрощают процесс изучения английского языка на последующих возрастных этапах. Согласно мнению И. А. Зимней, иностранный язык, как и родной, обеспечивает социальные, интеллектуальные и личностные функции человека. Значение понятия «раннее обучение» менялось в разные периоды становления методики обучения английского языка. На сегодня под ранним обучением английскому языку понимается обучение детей раннего и дошкольного возраста, начиная от 3-4 лет.
Н. Д. Гальскова и З. Н. Никитенко считают, что раннее обучение английскому языку – это обучение с 3 до 6 лет, до момента поступления ребенка в школу и обучение, прежде всего, должно быть основано на игровой деятельности, развивать и воспитывать, раскрывать потенциал ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. А. Н. Утехина отмечает, что раннее обучение иностранному языку может начинаться с 3 до 6 лет, несмотря на то, что оптимальным является период от 5 до 8 лет, когда развиты познавательные способности и ребенок может сознательно обучаться. В этом возрасте ребенок может дольше концентрироваться, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он осваивает базовый лексический запас, достаточный для последующей коммуникации.
Как отечественные (Л. С. Выготский, С. И. Рубинштейн, так и зарубежные психологи (Р. Робертс, Т. Эллиот, Дж. Брунер) отмечают, что ребенок способен изучить английский быстрее и легче, чем взрослый. Это обусловлено повышенной сенситивностью (чувствительностью) к изучению языка в дошкольном возрасте, подвижностью памяти и языковыми задатками, представляющими основу для успешного формирования базовых англоязычных речевых навыков и умений. Длительность сенситивного периода может длиться от 1,5 до 9 лет. Физиологи и психологи отмечают, что ребенок до 9 лет – это «специалист в овладении речью», после данного этапа условия для запоминания языка становятся менее гибкими, механизмы речи не могут так «подвижно» приспосабливаться к новым условиям.
В раннем возрасте наблюдается отсутствие штампов речевого поведения, ребенок не боится говорить на иностранном языке и формулировать мысли, нет больших сложностей при вступлении в контакт. Дошкольнику выучить английский язык проще ещё и потому, что данный период характеризуется более гибким запоминанием материала и потребностью в общении, лексический и грамматический материал запоминается легче. Наблюдается отсутствие языкового барьера и страха сделать ошибку («страх торможения», мешающий наладить коммуникацию на иностранном языке.
В дошкольном периоде ведущим видом деятельности является игра, поэтому процесс обучения иностранному языку должен выстраиваться на этом принципе. Дети не учат язык, а играют с ним, что предотвращает утомление и позволяет сделать значимым процесс овладения иноязычной речью. Игровые задания при изучении языка в раннем возрасте являются основой для проработки языкового материала. Лексический и грамматический материал должен быть правильно подобран. Это должны быть общеизвестные слова и темы (еда, животные, игрушки, цифры, алфавит, предметы и явления, которые можно осязать, видеть, нарисовать, услышать. Ребенок лучше усваивает материал, если он связан с предметом, картинкой, действием, которое выполняет педагог или сам ребенок.
В раннем возрасте доминирует наглядно – образное восприятие, поэтому педагогу следует использовать яркую и красочную наглядность при обучении иностранному языку. Необходима частая смена видов деятельности, поскольку после 3-7 минут наблюдается снижение концентрации внимания дошкольника. В периоде раннего возраста нет необходимости изучать язык в том виде, как это делают взрослые: у детей происходит непроизвольное запоминание языкового материала или «впечатывание» (Imprinting) – психофизиологическое явление, когда образ прочно закрепляется в конкретный период, автоматичен, не обратим и не требует дальнейшего закрепления.
Использование данных методов в обучении английскому языку дошкольников поможет детям сформировать языковые и коммуникативные навыки, что создаст надежную базу для дальнейшего обучения и совершенствования языка в будущем. Дети дошкольного возраста воспринимают изучение английского языка, как новое приключение. Они только познают окружающий мир, и, если грамотно подойти обучению ребенка иностранному языку, можно достичь существенных результатов. В таком случае, английский язык станет почти родным, естественно впишется в систему знаний ребенка. Если методическая система выстроена корректно с лингвистической, дидактической и психологической точки зрения, то у каждого педагога есть возможность создать необходимые предпосылки для дальнейшего усвоения любого иностранного языка и у каждого ребенка есть возможность с успехом овладеть языковым материалом. «Маленькие дети с изумительной легкостью запоминают слова и обороты речи; в этом возрасте они могут за полгода или год, выучиться говорить на иностранном языке. Поэтому их следует учить языкам именно в этом возрасте» (Д. И. Писарев).
Как отмечал А. А. Леонтьев: «Любой ребенок может и должен овладеть иностранным языком, и свободно пользоваться им в общении». Обучение английскому языку в дошкольном периоде является важным этапом, предоставляющим ребенку шанс овладеть необходимым коммуникативным навыком и готовящим ребенка к изучению языка в школе, умению воспринимать иноязычную речь на слух, участвовать в диалоге. С помощью правильных подходов, методов и приемов дети раннего возраста могут достичь значимых результатов в изучении английского языка.
Список использованной литературы:
1. Ермолаева Е. В. Становление и развитие раннего школьного обучения иностранным языкам отечественном образовании. Ульяновск, 2010. с. 162
2. Запорожцев А. В., Эльконин. Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М. : Просвещение, 1964. 352 с.
3. Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990.
4. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. – Л. : Медицина,
1964. – С. 217.
5. Михеева Е. В. особенности изучения английского языка детьми
дошкольного возраста // Инновационная наука 2019.-№2.- С. 132-135
6. Марданова Ф. С. Методика раннего обучения иностранным языкам // Молодой ученый.
2016. №8. С. 1144-1145
7. Утехина А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте. Теория и практика. Учебное пособие. 3-е издание, исправленное. М. : ФлИнта, Наука, 2013. 192 с.
8. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : Издательство Института
Психотерапии, 2001. 256 с.
9. Копенина О. В. Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками // Молодой ученый. 2016. №11. 1459-1462.
10. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый, 2017. №4. С. 324-326.
11. Мкртычева, Н. С. Влияние изучения иностранных языков на развитие
ребенка // Молодой ученый. 2012. № 4 (39). С. 439–441
12. Клюева, М. И., Пронина, Н. С., Кузьмин, Р. А. Значение игры и ее
использование при обучении младших школьников иностранному языку
// Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75–4