Наталья Кузьмина
Конспект занятия по коммуникативной деятельности в старшей группе «Путешествие в» страну слов «. Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Путешествие в "страну слов". Автоматизация звука [р] в середине слога и слова.
Цель: закрепить умение правильно произносить звук [р] в середине слога и слова.
Задача:
- уточнять артикуляцию и изолированное произнесение звука [р];
- закреплять произношение звука [р] в слогах и словах;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать внимание, мышление, воображение, память;
- воспитывать самоконтроль и интерес к занятиям.
Публикация «Конспект занятия по коммуникативной деятельности в старшей группе „Путешествие в“ страну слов „, Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Материал: сказочный герой Буратино, книга для путешествия, мельницы, звуковые дорожки, игрушечные машинки, цветы для повторения слогов, магнитные рыбки со словами-рисунками, удочки, счетные палочки.
Ход занятия
Организационный момент
- Дети, сегодня к нам на занятия пожаловали гости. Давайте с ними поздороваемся: "Доброе утро!».
Основная часть
- Сегодня мы будем путешествовать по «Стране слов» в которой:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- А путешествовать мы будем с одним сказочным героем. А кто это, вы узнаете когда отгадаете загадку.
В школу направляется мальчик деревянный,
Почему-то попадает он в цирк полотняный.
Как называлась книжка?
И как зовут мальчишку?
Вот подсказка, вам, друзья:
Его девочка Мальвина
Называла. (Буратино).
- Сегодня с нами попутешествует в «страну слов» - Буратино. Но взгляните. Что-то с нашим другом случилось. Он какой-то невеселый, расстроенный. Потому что все его друзья уже умеют произносить звук [р], а он еще до сих пор не научился. Давайте поможем ему. Ведь вы уже научились произносить звук. А для этого вы очень старались и долго тренировались.
- А чтобы мы не заблудились в «стране слов», Буратино прихватил с собой волшебную книжечку. Взгляните. Какая она красивая. Давайте откроем первую страницу и отправимся в сказочную страну.
Первая страница " артикуляционная гимнастика»
- Чтобы ротик ловко и красиво говорил, нужно делать зарядку. Давайте покажем Буратино упражнения для ротика, для того чтобы быстрее научиться произносить звук [р]. А помогут сделать зарядку сигнальные карточки расставленные на улицах города.
"Вкусное варенье»
Как в банке на полке варенье стояло.
Я его все выела, да показалось мало.
Чтобы за то варенье не ругала мать,
Надо очень чистенько губы облизать.
«Грибок»
В лесу выросли грибочки –
Вот стоят они кружочком.
Язычок поставили, словно гриб достали мы.
Так сделали несколько раз- корзины полные у нас.
«Дятел»
Вот тебе дятел стучит задорно:
-Т-т-т, т-т-т!
Он жучков ищет, каждый его знает.
-Т-т-т, т-т-т!
«Качели»
Я пойду в сад зеленый,
Там есть качели у меня.
Словно птица я летаю:
Опускаюсь – поднимаюсь.
«Лошадка»
Цок, цок, цок!
Мы все сказали,
Как лошадки поскакали,
Язычок поцокал с нами!
- Какие вы молодцы! Вы ловко показали все упражнения. Буратино очень понравилось как вы их выполняли. Пойдемте дальше и перевернем страницу нашей волшебной книжечки.
Вторая страница " ветряные мельницы "(развитие речевого дыхания)
- Дети, а что это нарисовано в нашей книжечке. Так это же ветряки. Которые двигаются с помощью ветра. Взгляните, какие они красивые, разноцветные, но не крутятся, потому что нет ветра. А чтобы они закрутились мы будем на них дуть и не просто а разными способами. Сначала мы на них подуем легонько. Вот так! Губки ставим трубочкой, кончик языка кладем на нижнюю губку и дуем вперед. Выдыхаемый воздух должен быть холодным. А сейчас разгулялся сильный ветер и наши ветряки начинают двигаться быстро. Дуем на них сильно, набираем в легкие много воздуха, чтобы выдох был протяжный. Вот так!
- Молодцы! Буратино понравилось то как вы умеете раздувать ветряки и копировать ветер. Он предлагает продолжить путешествие. Так что перелистывайте страницу.
Третья страница " Звуковая дорожка»
- Дети, куда это мы попали? (В деревню)
- Взгляните, в деревне к дому ведут две дороги. Давайте назовем, какие они? (Длинная и короткая). Эта страница приготовила задание. Чтобы пройти через деревню и попасть на другую страницу нужно проехаться по дорожкам. Но ведь они необычные а звуковые. Мы будем произносить звук [р] разными способами.
- Но сначала давайте покажем Буратино, как надо правильно произносить звук [р].
Уточнение артикуляции звука.
* Что делают наши губки, когда мы произносим звук? (Улыбаемся)
* Где находится язычок? (Вверху, за верхними зубами, у бугорков).
* А какой должен быть язычок, узкий или широкий? (Широкий)
* Какова струя выдыхаемого воздуха? (Сильный)
- Молодцы! Начинаем выполнять задание. Когда вы будете ехать машинкой по длинной дорожке, звук нужно произносить протяжно, а когда по короткой – коротко, сильно. Вот так! Начинаем. (Сначала проходим по дорожкам все вместе дважды, а потом каждый ребенок проходит самостоятельно по одной строке.)
- Умнички. Как ловко вы выполнили эту задачу. А Буратино все слушает и учится произносить звук [р]. давайте пойдем дальше. Перелистывайте страницу.
Четвертая страница «Лесная поляна»
1) Физкультминутка «Буратино»
- Взгляните куда мы пришли? (На лесную поляну)
- Дети, Буратино нам предлагает немного отдохнуть и выполнить зарядку.
Буратино потянулся
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Надо нам на носочки встать.
Немножко постояли,
И столы заняли.
2) Повторение слогов
- Мы немного отдохнули, поэтому продолжим путешествие. Как вы думаете чего не хватает на нашей поляне? (Верно, цветочков)
- Чтобы появились на поляне цветочки вам нужно повторить слоги, записанные на каждом цветочке.
(Дети по очереди называют слоги, и прикрепляют цветочки на полянку.)
ара эро ура эру иро ори аре
- Взгляните! Какая красивая поляна, как много на ней зацвело цветочков. Так что пойдем дальше. Перелистывайте страницу.
Пятая страница «Волшебное озеро»
- Куда это мы с вами пришли? (На озеро)
- А кто живет в озере? (Рыбы)
- В нашем озере живут не только рыбы, а еще здесь живет одна жительница. Кто это? (Черепаха)
- Буратино однажды гулял у этого озера и потерял ключик. Попросил он достать ключик черепаху. Но та загадала ему задание. Нужно выловить рыбу. Но рыба в этом озере оказалась необычная. На ней нарисованы слова со звуком [р]. Дети поможем Буратино назвать слова, а за это нам черепаха достанет со дна озера «золотой ключик».
Слова: дерево, корова, рябина, кенгуру, огурец, паровоз, кукуруза, зонтик.
- Молодцы! Вы красиво, четко назвали все слова и Черепаха вернула «Золотой ключик». Детки. Смотрите Буратино повеселел. А еще он смотрел и слушал внимательно как вы работали все занятия, и мне кажется он научился произносить звук [р].
- А за то что мы помогли Буратино, он нам предлагает поиграть со счетными палочками.
Шестая страница «Волшебные палочки» (развитие мелкой моторики)
- А чтобы открыть следующую страницу нашей книжечки. Мы с помощью палочек должны выложить один предмет. А в конце проверим верно ли мы выполнили задание, пролистав страницу.
- Какой предмет мы с вами изложили?
- Давайте проверим. Пролистайте страницу и проверьте. Так это ключик.
Итог занятия
- Страницы нашей книжечки закончились, а с ними и закончилось наше путешествие по «стране слов».
- С кем мы сегодня путешествовали?
- Какой звук изучали?
- Что понравилось делать?
- А еще Буратино приготовил вам сладкие подарки