Людмила Ивановна Склярова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Путешествие в бумажную страну“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Оборудование.
Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.
Бумага : газетная, картон, салфетка, альбомная, обойная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
Ход занятия
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Ребята, мы свами сейчас отправимся в путешествие в бумажную страну. Вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель:. Дети, отгадайте загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет.
(Корабль)
. Воспитатель: (Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги) на этом кораблике мы и отправимся в наше путешествие. Вы согласны?
Дети: Да
Тогда смелее в путь. Закройте глаза и скажите волшебные слова: Раз, два, три Кругом повернись – кораблик бумажный, в бумажной стране очутись!
(Дети открывают глаза на столах у них лежат образцы бумаги разных видов)
Воспитатель: Ребята, мы попали в бумажную страну! Как здесь интересно! В бумажной стране много бумаги. А кто мне скажет, из чего делают бумагу?
Дети: Из деревьев
Воспитатель: Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс. Вот послушайте стихотворение:
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
(Показ презентации «Как и из чего делают бумагу»)
Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей: деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги. А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни.
Ответы детей: книги, раскраски, альбом, салфетки и др.
Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы должны бережно относиться к ним, не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки.
Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Воспитатель:. Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
Воспитатель:. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим
(Воспитатель незаметно достает бумажного попугая)
Воспитатель:Ребята посмотрите,а кто это?
Дети: попугай.
Воспитатель: Бумажный попугай из бумажной страны. Его зовут Кеша.
Воспитатель: Попугайчик Кеша предлагает нам узнать новое свойство бумаги и приглашает нас в свою лабораторию. Вы согласны?
Не забудьте, что в лаборатории есть свои правила, давайте их вспомним.
Дети: нельзя шуметь, мешать друг другу, ничего не трогать без разрешения.
Воспитатель: Прежде чем приступить к опытам вспомним свойства бумаги.
Дети: бумага рвется, мнется, режется, горит.
Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.
Давайте немного отдохнем и поиграем.
Физминутка.
По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)
Хочешь домик нарисую (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)
Хочешь елочку в снегу (присесть, руки вниз в стороны)
Хочешь дядю (показать усы)
хочешь сад (повороты в стороны, руки вверх)
Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)
1 Опыт «Разрывание бумаги»
- Перед вами картон, газетная и обойная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)
- Что можно сказать о бумаге?
Вывод: разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, обойная бумага менее прочная, газетная бумага хорошо рвётся.
2 Опыт «Разрезание»
Перед вами два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага. Мы возьмем сейчас ножницы и разрежем сначала альбомную бумагу, а потом картон. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у нас возникли затруднение
- Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: Картон толще, чем альбомная бумага.
Опыт № 3. «Сминание бумаги»
Смять сначала бумагу, потом картон.
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется
4. Опыт «Намокание»
Для создания этого опыта нам понадобится вода.
Положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась,
бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному.
Легче всего - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.
Альбомная бумага–потолще, попрочнее из нее изготавливают альбом для рисования.
Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.
В. Молодцы ребята, все правильно. Кеша приготовил нам еще один сюрприз. Но сначала наведем порядок на столах. Аккуратно уберите стаканчики с водой и тарелочки на другой стол.
А теперь продолжим работу в лаборатории. Проходите.
А вот и Кешин сюрприз (показать копировальную бумагу) Это копировальная бумага. Давайте проговорим все вместе – копировальная. Вы встречались раньше с ней? Как вы думаете, для чего она нужна?
Отвечают дети.
В. Копировальная бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий. Сейчас для получения копий придумали специальный прибор – ксерокопировальный принтер (Раздать тарелочки с копировальной бумагой, листы бумаги и карандаши) Давайте рассмотрим бумагу. Бумага одинаковая с двух сторон?
Дети: нет.
В. Какие стороны у бумаги?
Дети: одна сторона блестящая.
В. На этой стороне нанесена краска. А вторая сторона блестит?
Дети: нет.
В. Ее называют матовая. Давайте повторим (все повторяют)
В. Теперь я буду рисовать. Я беру два листочка бумаги, между ними положу копировальную бумагу блестящей стороной на нижний листок. На верхнем листочке нарисую солнышко.
В. Сколько получилось рисунков, одинаковые ли они?
Дети отвечают.
В. Чем эти рисунки отличаются? Какая бумага мне в этом помогла?
Дети.
В. Вместе повторим – копировальная. Попробуйте нарисовать солнышко сами. У вас должно получиться два одинаковых рисунка. Кто напомнит, какой стороной на листочек нужно положить копировальную бумагу, блестящей или матовой?
Самостоятельная деятельность детей.
В. А теперь поднимите и покажите, сколько рисунков у вас получилось. Молодцы все справились.
Рефлексия.
В. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?
Дети.
Давайте вспомним, какими свойствами обладает бумага (показать карточки – схемы)
Дети: бумага рвется, мнется, режется, горит, намокает.
В. Ребята, а бумага прочный материал?
Ответ детей. Нет
Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для того что бы получить сто килограммов бумаги нужно уничтожить одно дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева.
Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?»
Варианты ответов детей
Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду например хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага,
Воспитатель: Давайте будем беречь бумагу и изделия из бумаги. Обращаться с ней аккуратно, а рвать, мять и резать только для поделок.
Воспитатель: Ребята, Кеша вас благодарит. Вы ему очень понравились, и он дарит вам разноцветные бумажные кораблики
Поблагодарите его.
Нам пора возвращаться. Заберите свои рисунки, подарки и произнесем заклинание:
Один, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать.
Кругом повернись - в Детском саду очутись!