Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в страну Вежливых слов и Хороших поступков с волшебником Этикетом»
▼ Скачать + Заказать документы
по социально – нравственному и личностному развитию
«Путешествие в страну
Вежливых слов и Хороших поступков
с волшебником Этикетом»
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Путешествие в страну Вежливых слов и Хороших поступков с волшебником Этикетом“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Программное содержание: познакомить с понятием «этикет», формировать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе. Развивать умение ориентироваться в различных ситуациях, анализировать поступки других людей. Закрепить правила поведения людей в общественном месте, знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации. Обогатить словарь детей словами речевого этикета «благодарю», «доброго пути», «будьте здоровы» и др. Упражнять в подборе слов с противоположным значением. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями. Воспитывать навыки культурного, этически грамотного поведения.
Материал: аудиозапись «Пение птиц», костюм волшебника, домик волшебника, картинки сказочных героев Красной Шапочки, Дюймовочки, Мальвины, видеозапись В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», презентация к игре «Оцени поступок», волшебный цветок Этикета, домик волшебника Этикета.
Предварительная работа: чтение сказок «Красная Шапочка», «Дюймовочка» с обсуждением, просмотр отрывков из фильма «Приключения Буратино», разучивание физкультминутки «Сказка даст нам отдохнуть», разучивание стихотворений по теме «Этикет», беседа «Правила хорошего поведения», обыгрывание ситуаций по теме «Правила поведения».
Начало занятия :
В группе стоит домик волшебника Этикета. Дети входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети здороваются с воспитателем и гостями.
Воспитатель: Какие вежливые дети. По дороге к вам я встретила Незнайку, но он со мной не поздоровался, потому что не знает вежливых слов. А вы дети знаете?
Дети: Да!
Воспитатель: Что же надо говорить при встрече знакомых, друзей?
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Правильно! Ведь «здравствуйте» - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы не пришли; в гости, в магазин, к друзьям первым делом нужно поприветствовать друг друга. Какие ещё приветствия вы знаете?
Дети: «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», а если встретили друга, то ему можно сказать «Привет».
Воспитатель: С кем еще можно здороваться?
Дети: Здороваться можно и с животными, растениями, птицами, солнышком и т. д. Воспитатель: А хотите отправиться в путешествие в сказочную Страну Вежливых слов и Хороших Поступков?
Дети: Да!
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте прислушаемся к пению птиц и поздороваемся.
Аудиозапись «Пение птиц».
Дети (все вместе произносят слова) : Доброе утро – птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по домам.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Вот мы с вами в сказочной Стране Вежливых слов и Хороших Поступков! Послушайте, что я вам расскажу: «За высокими горами, за синими морями, за дремучими лесами, не на небе, на земле, на лесной опушке, в сказочной избушке живет волшебник по имени Этикет.
Выходи ребенок в костюме волшебника Этикета.
Волшебник : Я - волшебник Этикет.
Знать должны вы с детских лет
Что такое этикет.
Это – нормы поведенья:
Как ходить на День рожденья,
Как знакомиться,
Как есть.
Как звонить, как встать, как сесть.
Как здороваться со взрослым…
Много разных есть вопросов.
И на них даю ответ -
Я – волшебник Этикет.
Волшебник и дети здороваются друг с другом. Дети предлагают волшебнику сесть.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что такое Этикет (ответы детей). Этикет – это установленный порядок поведения в обществе. Этикет учит, как нужно вести себя в общественных местах: в кинотеатре, в магазине, в транспорте, на улице, в гостях.
Волшебник : Я – волшебник Этикет очень люблю сказки, в которых герои помогают друг другу, дружат, заботятся друг о друге.
Воспитатель: У нас в гостях Мальвина, Дюймовочка и Красная Шапочка. Давайте вспомним, ребята, какие хорошие и благородные поступки совершили эти герои.
Дети под руководством воспитателя обсуждают поступки сказочных героев Дюймовочки, Красной Шапочки, Мальвины, оценивают их.
Физкультминутка «Сказка даст нам отдохнуть».
Дети произносят слова и выполняют движения по тексту.
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова :
Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянитесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Воспитатель: Ребята, а какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Когда обращаешься к человеку с просьбой, надо сказать «Пожалуйста», получив покупку в магазине, завтрак или обед в детском саду, говорят «Спасибо» или «Благодарю вас», прощаясь, всегда нужно говорить «До свидания» или «До новых встреч».
Воспитатель: Давайте для нашего гостя волшебника Этикета почитаем стихи.
1 ребенок: Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
2 ребенок: Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
3 ребенок: «Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
4 ребенок: Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.
5 ребенок: Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».
6 ребенок: «Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
7 ребенок: Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!»
Волшебник : Спасибо, ребята за такие чудесные стихи.
Воспитатель: Дети, а как нужно произносить волшебные слова?
Дети: Вежливо, нежно, ласково, негромко, дружелюбно, лучше с улыбкой.
Воспитатель: Мы с вами вспомнили основные правила вежливости, но их ещё очень много. И с каждым годом мы будем знать их ещё больше.
Музыкальная пауза – детская зарядка «Четыре шага».
Воспитатель: У волшебника Этикета есть любимое произведение «Что такое хорошо, что такое плохо». Написал его Владимир Маяковский. А сейчас сюрприз от волшебника : это произведение вы сейчас послушаете и посмотрите на волшебном экране.
Просмотр отрывков из мультфильма «Что такое хорошо, что такое плохо» по стихотворению В. Маяковского.
Воспитатель: Как вы думаете, почему произведение так называется? (ответы детей) А кто назовет его автора? (ответы детей) О каких хороших поступках в нём рассказывается? (ответы детей) Какие плохие поступки? Почему вы считаете так? (ответы детей) Что решил мальчик после разговора с отцом? (ответы детей)
Игра – презентация «Оцени поступок».
Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в различных ситуациях, анализировать поступки других людей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Оцени поступок». Послушайте правила игры. Мы будем внимательно смотреть на наш волшебный экран, молча сидя на своих местах. Если на экране будет хороший поступок – поднимаете зеленый кружок, а если поступок плохой – красный.
Игра «Наоборот».
Цель: учить подбирать слова с противоположным значением, развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Воспитатель: Ребята, у волшебника Этикета есть волшебный цветок, но вот беда, он рассыпался (показывает) Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Я буду называть слово, а вы должны подобрать противоположное ему. Если все слова мы подберем правильно, то лепестки соберутся снова в цветок.
Дети подбирают противоположные слова. Если ответ правильный, воспитатель вставляет лепесток в сердцевину.
Слабый – сильный
Больной – здоровый
Злой – добрый
Плохой – хороший
Ленивый – трудолюбивый
Неряшливый – опрятный
Глупый – умный
Грустный – веселый
Воспитатель показывает волшебный цветок Этикета и рассматривает его вместе с детьми.
Воспитатель: Цветок волшебника Этикета не простой. На нем есть правила вежливости с картинками.
Воспитатель читает памятки по правилам этикета.
Воспитатель: Этот цветок волшебник Этикет дарит нам на память, чтобы вы не забывали о правилах вежливости и всегда выполняли их. А теперь нам пора возвращаться в детский садик.
Окончание занятия :
Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие в страну Вежливых Слов и Хороших Поступков? (ответы детей) Что интересного узнали на занятии? (ответы детей)
Воспитатель: А вот и угощение от волшебника Этикета.
Воспитатель выносит угощение от волшебника.