Ольга Леонова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,, «Художественно- эстетическое развитие».
Цель: расширение и формирование, закрепление основных знаний и представлений о свойствах бумаги. Проведение опытов и экспериментов с бумагой.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги.
Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Развивающие: Развивать память, логическое мышление, внимание, воображение, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Оборудование.
Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.
Бумага : газетная, картон, салфетка, альбомная, обойная, бархатная. Баночки с водой, ножницы для каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание предметов, сделанных из бумаги. Просмотр презентации «Получение бумаги».
Ход занятия:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу, подарите свои улыбки.
Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Весной из почки вырастает.
Летом зеленеет, осенью желтеет,
На ветру летит, кружится,
На воду упадёт,
Не утонет, поплывёт!
(Лист с дерева)
На этом волшебном, осеннем листочке мы отправимся в бумажную страну. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда беритесь одной рукой за лист и повторяйте за мной слова:
Раз, два, три.
Кругом повернись - в бумажной стране
Ты, листок, очутись!
Ребята, мы попали в бумажную страну! Как здесь интересно! Ведь в бумажной стране много бумаги.
-А кто скажет, из чего делают бумагу?
Дети: Из деревьев.
Воспитатель: Конечно, из деревьев. Это очень сложный процесс.
Послушайте стихотворение:
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
Воспитатель: - Ребята, чтобы на свет появился вот такой лист бумаги, трудится очень много людей. Лесорубы спиливают деревья, обрубают сучья, ветки. Водители лесовозов вывозят стволы деревьев на завод. Там деревья раскалывают на кусочки, на щепочки, размельчают и варят в специальном растворе. Отжимают, утюжат, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжёлый труд. Поэтому относиться к бумаге нужно бережно (не рвать, не разбрасывать бумагу).
-Ребята, подумайте и скажите, а какими изделиями из бумаги вы пользуетесь в повседневной жизни?
Дети: (книги, салфетки бумажные, альбомы, цветная бумага, картон, раскраски).
Воспитатель: - Ребята, все эти изделия сделаны из бумаги, потрачены деревья, которые могли бы сейчас расти и радовать нас своей красотой, поэтому надо не рвать книги, аккуратно рисовать и раскрашивать, а бумажные фантики выбрасывать в урну или ведро для мусора.
-Девочки и мальчики, хотите побывать в научной лаборатории? А вы помните правила посещения лаборатории?
Дети: Не шуметь, не трогать без разрешения, не мешать друг другу.
Воспитатель: - Ребята, возьмите листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся ли бумага одинаковая?
Дети: Бумага белая, цветная, тонкая, гладкая, шершавая, лёгкая и т д.
Воспитатель: - как называется бумага, которую мы будем исследовать?
Дети: Писчая бумага.
Воспитатель: Проведём первый опыт и узнаем, какие свойства есть у бумаги.
Давайте возьмём листок бумаги и попробуем его смять. Мнется ли он?
Дети делают вывод: Бумага мнётся.
Воспитатель: Проведём второй опыт и посмотрим, у кого бумага порвётся? Бумага порвалась у всех? Сделаем вывод?
Воспитатель: Для третьего опыта нам потребуется вода. Положите сначала салфетку, а потом альбомный листок в воду. Что произошло?
Дети: Бумага намокла. Сначала салфетка, потом намок листок.
Воспитатель: Почему салфетка намокла первой и даже у кого-то порвалась?
Дети: Салфетка тоньше альбомного листка, поэтому намокла быстрее и порвалась.
Воспитатель: Бумага - материал непрочный, мнётся, рвётся, боится воды.
Воспитатель: Опыт четвёртый.
Перед вами картон и альбомный лист. Мы возьмем ножницы и разрежем картон, а потом альбомную бумагу. Что произошло?
Дети: Бумага режется.
Воспитатель: А картон или альбомный лист резать ножницами легче?
Дети: Альбомная бумага режется легче, а картон труднее.
Воспитатель: А почему картон резать труднее?
Дети: Картон плотнее, толще, поэтому стричь его труднее.
Воспитатель: Давайте подведём итог наших опытов.
-Юные исследователи, что вы узнали о свойствах бумаги с помощью опытов?
Дети: Бумага мнётся, рвётся, намокает, режется.
Воспитатель: Вот и закончились наши эксперименты. Вам понравилось работать в лаборатории? Не забудьте прибрать своё рабочее место.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бывает-не бывает»
Если предмет, который я назову, сделан из бумаги – хлопните в ладоши, а если не из бумаги, то приседайте. Просмотрим, кто самый умный и внимательный.
Слова: книга, яблоко, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, журнал, стул, салфетка.
Воспитатель: - Ребята, смотрите. Листик колышится. Пытается взлететь. Он хочет что-то сказать…
Воспитатель прикладывает лист к уху и слушает, а потом сообщает: «В берёзовую рощу ворвался сильный ветер-ураган, содрал все листья с деревьев и унёс в неизвестное направление. Теперь в роще не будет золотой осени! Что делать?
Воспитатель:- Ребята, что делать? (Ждёт, что предложат ребята)
Дети предлагают свои решения.
Воспитатель: Ребята, что мы задумали?
Дети: Мы задумали украсить листьями деревья.
Воспитатель: Что вам для этого нужно?
Дети: Разноцветная бумага. Клей.
Воспитатель: А как будете делать?
Дети: По – порядку: выберу полоску цветной бумаги. Разорву в тарелочку на мелкие кусочки. Намажу кусочек бумаги клеем и приклею к дереву.
Воспитатель: - А кусочки бумаги – воображаемые берёзовые листочки в осеннем лесу могут быть только на деревьях?
Дети: И на земле под деревьями могут быть, и в речке, и по воздуху лететь.
Воспитатель: Молодцы, приступайте к работе.
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в группу. Берите листок и говорите:
Раз, два, три, четыре, пять!
В нашей группе мы опять!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вы узнали нового?
Ответы детей:
Воспитатель: - Ребята, вы сегодня хорошо работали, старались и наш волшебный, осенний листочек дарит вам вкусные угощения и советует: «К вещам, сделанным из бумаги, надо относиться аккуратно. Беречь книги, картонные коробки с интересными играми».