Мария Плескач
Конспект открытого занятия «Удивительная соль» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительная соль».
Старшая группа
Область: познавательное развитие.
Раздел: опытно-экспериментальная деятельность.
Цель: формирование представлений у детей о свойствах соли.
Задачи:
- познакомить с особенностями соли, ее свойствами и применением;
- вызвать интерес к исследовательской деятельности;
- приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста;
- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы;
- формировать умения соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью;
- воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить дело до конца.
Материалы и оборудование:
мешочек с солью, шапочки и халаты, стаканчики с водой и чайные ложки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, подносы с солью для рисования, соленое тесто, карточки (белый цвет, нет запаха, состоит из кристаллов, порошок).
ХОД:
Воспитатель: ребята, а что это за мешочек лежит, давайте посмотрим? На нем надпись «Удивительное вещество природы». Как вы думаете, что же это может быть?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: ой, ребята, здесь что-то написано….
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Что же это?. (соль)
Дети: соль.
Воспитатель: педагог высыпает соль в емкость.
Дети: внимательно рассматривают соль.
Воспитатель: а я не уверена, что это соль. Как вы мне можете доказать, что в тарелке соль?
Дети: попробовать на вкус
Воспитатель: как вы думаете, соль вредная или полезная?
Дети: ответы детей
Воспитатель: а я предлагаю поиграть в игру, из которой мы узнаем, вредная соль или полезная «Соль нужна для того, чтобы ….» (мешочек с солью, передавать и говорить)
Дети: приблизительные ответы детей: чтобы консервировать овощи, чтобы посолить суп, чтобы посыпать дорожки зимой, чтобы добавить в жареную картошку, чтобы посолить салат, чтобы засолить грибы, чтобы мыть посуду, использовать в медицине, использовать в косметологии.
Воспитатель: как вы думаете, соль необходима нашему организму?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи, на улице (посыпают лед).
Воспитатель: вы хотите узнать, почему соль называют «Удивительное вещество природы»?
Дети: да.
Воспитатель: я предлагаю всем нам стать учеными и приглашаю в нашу научную лабораторию. Что нам необходимо, чтобы работать в лаборатории?
Дети: при помощи взрослого одевать чепчик и халат, перемещаются в лабораторию.
Воспитатель: прежде чем начать наши исследования, давайте познакомим наших гостей с правилами (оформлены на ширме)
Дети: рассказывают правила, если затрудняются воспитатель подсказывает.
При работе с солью :
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Нельзя нюхать и пробовать на вкус без разрешения.
Воспитатель: скажите, а с чего мы можем начать изучение соли?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: давайте пройдем к первом столу.
Дети подходят к первому столу, на котором стоят тарелочки с солью.
Стол 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
- Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети: соль белого цвета, похожа на порошок.
Воспитатель: А теперь рассмотрим соль через лупу. Что вы видите?
Дети: соль состоит из кристаллов.
Воспитатель: имеет ли соль запах?
Дети: соль не имеет запаха.
Воспитатель: подуйте тихонько на соль через трубочку.
Дети: соль рассыпается, она сыпучая
Воспитатель: что мы узнали о соли? Какая она?
Дети: соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, она сыпучая.
Переходят ко второму столу.
Стол 2: «Соль поглощает воду»
Воспитатель: насыпьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Дети: вода исчезла.
Воспитатель: значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью, она исчезла?
Дети: соль растворилась в воде.
Воспитатель: а как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Дети: попробовать на вкус.
Воспитатель: молодцы, вы очень внимательны. - Что мы можем сказать о соли?
Дети: соль растворяется в воде.
Переходят к третьему столу.
Стол 3: «Плавающее яйцо».
Воспитатель: ребята, а где мы можем встретить соль в природе?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?
Дети: приблизительный ответ детей - нет, в речке вода пресная.
Воспитатель: верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?
Дети: да.
Воспитатель: поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в емкость с пресной водой. Что вы видите?
Дети: оно утонуло.
Воспитатель: а теперь опустим яйцо в емкость с солёной водой. Что вы видите?
Дети: яйцо не тонет.
Воспитатель: что мы узнали в этом опыте?
Дети: ответ вместе с воспитателем: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Воспитатель: как вы думаете почему соль называют - удивительном веществом природы, необходимым людям?
Дети: соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.
Воспитатель: молодцы! Вы были хорошими учеными.
Дети вместе с воспитателем подходят кК четвертому столу.
Стол 4: «На соли можно рисовать», «Соленое тесто»
Воспитатель: а сейчас я хочу пригласить вас в творческую лабораторию, и показать еще для чего люди используют соль. А вы знаете, что на соли можно рисовать?
Дети: да/нет.
Воспитатель: я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель …
Дети: снеговик.
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,
Как красавица стройна, и на новый год важна….
Дети: елка
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые …
Дети: снежинки.
Воспитатель: как красиво у вас получается!
А сейчас предлагаю вам слепить понравившийся ответ из соленого теста.