Зельман Наталья Евгеньевна
Открытый показ СОД «Удивительная соль» в рамках «Экологической недели»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Совместная образовательная деятельность
Воспитатель: Зельман Н. Е.
2. Возрастная группа: подготовительная
3. Образоваельная область: «Познавательное развитие»
4. Тема: «Удивительная соль».
Публикация «Открытый показ СОД „Удивительная соль“ в рамках „Экологической недели“» размещена в разделах
5. Используемые методы и технологии обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемы, интеграция образовательных областей, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
6. Новизна: экспериментальная деятельность детей
7. Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная
8. Форма обучения: научная лаборатория.
9. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
10. Задачи:
Образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
11. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая.
12. Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога, словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово, практические (эксперименты, игровые.
13. Средство обучения: презентация,посылка с солью, стаканы с водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, подносы с солью для рисования.
14. Словарная работа: диагональ, пополам, стороны равны.
15. Предшествующая работа. Проект «Удивительный мир соли»
16. Предполагаемый результат:
- формирование интеллектуальных впечатлений;
- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась мешочек. На нем надпись «Удивительное вещество природы». Что же это может быть?
Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочке.
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Педагог высыпает соль в емкость.
Воспитатель: А я не уверена, что это соль. Как вы мне можете доказать, что в тарелке соль?
Дети. Попробовать на вкус.
Воспитатель. Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Воспитатель. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Дети. Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель. Я предлагаю поиграть в игру «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком с солью, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи, в медицине, на улице (посыпают лед).
Воспитатель. Сегодня я предлагаю всем нам стать учеными и приглашаю в нашу научную лабораторию
В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом.
Воспитатель. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
При работе с солью :
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место.
Дети подходят к первому столу, на котором стоят тарелочки с солью.
Воспитатель. И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль». (1 стол)
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети. Соль белого цвета, похожа на порошок.
Воспитатель: А теперь рассмотрим соль через лупу. Что вы видите?
Дети. Соль состоит из белых кристаллов.
Воспитатель: Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)
Подуйте тихонько на соль через трубочку. (Соль рассыпается, она сыпучая)
Вывод: соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, она сыпучая.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. Что мы услышали?
Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду» (2 стол)
Воспитатель: Насыпьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Дети. Вода впиталась в соль.
Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль, она исчезла? (соль растворилась в воде)
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Дети. Попробовать на вкус.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо». (3 стол)
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в емкость с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло). А теперь опустим яйцо в емкость с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 5. «Соль – чистящее средство». (4 стол)
Воспитатель: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый» Дети приседают, услышав продукт, который можно солить : банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.
Опыт № 6. «На соли можно рисовать» (5 стол)
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. А вы знаете, что на соли можно рисовать.
Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
Как красиво у вас получается!
Рефлексия.
Воспитатель: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?
Дети. Соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Воспитатель: Молодцы! Вы были хорошими учеными.
Ребята, а вы выращивали когда - ни будь кристаллы? Я предлагаю вырастить соляные кристаллики.