любовь Матвеева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Северяночка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
НОД «Окружающий мир»
Тема «Удивительная соль»
(подготовительная группа)
Выполнил: воспитатель
Матвеева Любовь Алексеевна
С. Гыда
2019 г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Виды деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Методы и приё мы:
• Наглядные (показ, демонстрация);
• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
• Педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые;
• Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Программные задачи:
• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
• развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
• воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Планируемые результаты: ребёнок имеет элементарное представление о соли; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками во время проведения НОД.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, фартуки, соль, стаканы, чайные ложечки, лупы, вода теплая и холодная, мешочки с солью, шкатулка, 2 яйца, стаканчики, трубочки, порошок из цветных мелков, подносы с солью для рисования, салфетки.
Содержание непосредственной образовательной деятельности
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
По удобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, - что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба – худа беседа
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Наша планета очень богата солёными место рождениями.
Люди научились добывать соль различными способами.
- Выжигание - раньше папуасы собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу.
-Так же соль добывают в соляных шахтах. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
-Естественное испарение – это добыча соли со дна соленых озер и морей, где она оседает.
выпаривают морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
А еще соль полезна и животным
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.
Ребята, а вы знаете как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты?
А где они проводят опыты?
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов, при работе с солью :
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
. И так внимание.
Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
- Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть- за стол тихонько сесть
Опыт № 3 : «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (Соль растворилась)
Вывод: соль растворяется в воде
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по одной ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый- несоленый»
Дети услышав продукт, который можно солить приседают, а который нельзя солить поднимают ручки вверх. (банан, капуста, конфета, суп, малина, огурец, клубника, помидор, сок, грибы, яйцо, рыба)
Творческая работа.
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Насыпьте в тарелочку с солью 2 ложки цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
- Итак, скажите, пожалуйста, для чего нужна соль?
- Какая бывает соль?
- Как вы думаете ребята соль полезна или вредна?
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
- Что нового вы узнали о соли?
- Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
- Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Если у вас сегодня было хорошее настроение, и у вас все получилось, наклейте кружочек желтого над нашей колбой, а если у вас возникли трудности во время занятия то наклейте синий цвет в колбочку.
Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.
Вы были хорошими учеными.