Наталия Башаева
Познавательно-исследовательский проект «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «Удивительная соль»
Автор проекта и руководитель Башаева Наталия Анатольевна.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : март- апрель
Участники проекта : воспитатель, воспитанники старшей группы, родители.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Расширить представления о добыче соли.
3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
5. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: в рамках воспитательно-образовательного процесса, выполнение работ детьми в свободное время.
АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.
Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.
Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная : крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
ГИПОТЕЗА:
Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
• Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
• Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
• Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
• Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
ситуации развития проекта цель продукт Ответствен
ные
вводный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Определение проблемы Воспитатель
2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. Создание условий для реализации проекта. Проект Воспитатель
4. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Анализ литературы для организации осуществления исследования Мини-библиотека Дети, воспитатель, родители
основной этап
1. Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. Выставка книг, статей о природном ископаемом Дети, воспитатель
2. Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли» Пробудить у детей интерес к естественно-научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» Дети, воспитатель, родители
3. Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений» Подвести детей к пониманию неблаготворного влияния соли на рост растений в природе. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» Дети, воспитатель
4. Рисование акварелью + соль : (по готовым силуэтам с помощью густого клея)
Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок. Детские поделки Дети, воспитатель
. Встреча с родителем «Удивительные истории о соли». Выставка фотографий «Тайнам нет конца» Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практического опыта. Альбом «Тайнам нет конца» воспитатель, родители
9. Творческая мастерская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью» Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. Детские творческие работы Дети, воспитатель
10. Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли» Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль»
12. Творческая игра «Добыча соли» Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли. Макет «Добыча соли», игровые атрибуты Воспитатель, дети, родители
итоговый этап
1. Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль» Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом. Паспорт «Полезное ископаемое – соль» Воспитатель
2. Презентация проекта «Соль – друг, соль – враг» Прививать детям стрем-ление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками. Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта» Дети, воспитатель
3. Оформление буклета «Проект «Соль – друг, соль – враг» Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта Буклет «Проект «Соль – друг, соль – враг» Воспитатель
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• анализ познавательной литературы
• опытно-экспериментальная деятельность,
• исследовательская деятельность,
• наблюдения,
• творческая деятельность,
• игровая деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
После чтения детям сказки «Золото и соль», у ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная : крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Выдвинули гипотезу – если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы. Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.
С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Соль – друг, соль – враг». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.
Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.
Затем провели опыт с луковицей. Наблюдали, как влияет соль на рост растений. Ребята самостоятельно приготовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Посадили лук. На протяжении всего опыта ухаживали за растениями, фиксировали результаты опыта, вносили изменения в таблицу. Определили, что в почве, содержащей соль растение практически не растет. Так же маленькие лаборанты добывали питьевую воду из соленой воды. Этот опыт ребят заинтересовал, теперь они смело могут ехать на море и не бояться жажды. Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «выращивание кристалла». Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.
Последним этапом нашего проекта была презентация проекта. Это было запоминающееся зрелище. Были приглашены гости – дети из старшей группы, сотрудники детского сада. Матвей, Тимур и Яна, понимая значимость своей исследовательской деятельности, сумели продемонстрировать свои знания, умение проводить опыты и эксперименты и добиваться результатов проекта, в котором активно принимали участие и дети, и взрослые.
В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:
1. Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
2. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
3. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
4. Соль добывают в России.
РЕЗУЛЬТАТ:
1. Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
2. Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).
3. Установление равноценных и равноправных партнерских отношений с родителями. Актуализация их участия в совместной проектной деятельности.
4. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Соль – полезное ископаемое», альбома «Тайнам конца нет».
5. Создание буклета проектной деятельности детей и взрослых «Соль – друг, соль – враг».