МААМ-картинки

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Удивительная соль»

Елизавета Спасова
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Удивительная соль»

МУНИЦИПАЛЬНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/c «СОЛНЫШКО»

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «Удивительная соль»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ познавательное развитие

Выполнила: Спасова Елизавета Викто-ровна.

воспитатель МДОАУ

д/c «Солышко»

Светлый2018

СОДЕРЖАНИЕ

№ Раздел Стр.

I. Пояснительная записка

Публикация «Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей „Удивительная соль“» размещена в разделах

II. Конспект специально организованной совместной образователь-ной деятельности взрослого и детей :

1) организационно-методическая информация;

2) примерный ход специально организованной совместной образо-вательной деятельности взрослого и детей;

3) дальнейшая разработка темы;

III. Список литературы

IV Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Задача взрослых – помочь детям со-хранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных про-цессов как самообучение, самовоспитание исаморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запомина-ются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в современном ДОУ обеспечивает, на наш взгляд, системность, эффективность и результативность формирования исследовательской активности детей, а также меняет позицию воспитателя с обучающей на стимулирующую и поддерживающую. В связи с этим особую важность приобретает грамотное, методически обоснованное и эффективное взаимодействие взрослого и ребенка через создание и разработку модели организации и осуществления познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация Содержание Примечание

1. Тема образовательной

деятельности «Удивительная соль»

2. Доминирующая

образовательная область познавательное развитие

2. Виды деятельности детей

Игровая: построение занятия в виде игры-ученые. Лаборанты. Двига-тельная: физминутка Познавательно-исследовательская: опытно- экспе-риментальная деятельность в ходе занятия. Коммуникативная: обобще-ние, сравнение, выводы в процессе экспериментирования. Чтение худо-жественной литературы: отгадывание загадок. Продуктив-ная:Коллективная работа окрашивание соли мелками.

3 Методы и приемы реализа-ции содержания занятия

3.1 Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: беседа о соли, показ презентации.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: упражнение (совет в проведении опытов, просьба в выполнении заданий).

Методы стимулирования и мотивации деятельности : наглядность – просмотр презентации.

Постановка и решение вопросов проблемного характера. Моделирование ситуации (сказка– загадка про осликов). Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов

3.2 Интеграция образователь-ных областей

Художестенно-эстетическая – изготовление цветной соли;

Социално-коммуникативное – Беседа о свойствах соли;

Физическое развитие – физминутка;

Речевое развитие – беседа, игоровая ситуация

3. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

4. Цель вызвать интерес к изучению свойств соли.

Задачи

Планируемые результаты

5. Формировать предстале-ния о соли и её свойствах;

Знают свойства и качества соли

Развивать наблюдател-ность, воображение, фан-тазию, познавательный интерес, умения сравни-вать, анализировать, обобщать и делать выво-ды в процессе экспери-ментирования;

Проявляют творчество, фантазию в художественной деятельности, умеют сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

6. Воспитывать аккурат-ность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Самостоятельно выполняет задания.

6.2 Возможные затруднения де-тей и способы их преодоле-ния

6.3 Затруднения Способы преодоления

ПРИМЕР Проведение опытно – эксперементальной деятельности Индивидуальные рекомендации, совет

7 Технология построения композиции с использованием нетрадиционной техники рисования (цветная соль) три вида соли, стаканы с кипяченой холодной и горячей водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, соль, цветные мелки, стакан для декорирования.

8 Подготовка к образовательной деятельности на заня-тии в режимные моменты Просмотр видео по добыче соли;

Чтение пословиц, поговорок о соли;

Беседа о пользе и вреде соли;

Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»;

Прослушивание Словацкой сказки «Соль дороже золота» (аудиозапись);

Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображениями изделий из соли.

Подготовка цветной соли

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

№ Этап Содержание Примечание

I. Вводная часть

1.1

Введение в тему Создание проблемной ситуации

Загадывание загадки. Примерные во-просы к беседе, например, могут быть представле-ны в приложении.

В приложении (минимум 2) об-ражается тексто-вый и графиче-ский материал

1.2 Мотивация деятельности детей Беседа о соли

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Подвести детей к мысли о том, для чего нужна соль, создать лаборато-рию, создать художественную композицию

II. Основная часть:

2.1 Актуализация ранее приобре-тенных знаний Обсудить для чего нужна соль в жизни человека.

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Рассмотреть с детьми соль, предложить назвать ее описать.

Беседа о добыче соли с просмотром презентации

Предложить создать лабораторию

Провести опыты, сделать выводы.

Создать цветную соль (декоративное рисование)

2.3 Самостоятельная деятель-ность детей по закреплению нового знания Проведение опытов в лаборатории

Творческая работа (в процессе самостоятельной творческой деятельности детей акцентировать внимание оригинальности композиции, значимости цветового решения)

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ дея-тельности детей Чему мы научились? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

Где мы можем использовать полученный результат (созданный продукт)

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

№ Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия Содержание Примечание

I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1 Указывается мероприятие (экс-курсия, выставка и т. д., вид дея-тельности (чтение, художест-венно-творческая и т. п.) Выставка для родителей поделок из соли

Создание лаборатории дома и проведение опытов совместно с роди-телями.

Создание музея соли в группе.

1.2

II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1 Ребенок сам Создает работы для выставки

2.2 Ребенок по приглашению педагога Помогает собирать материал для создания музея соли.

Графа «Примечание» необходима для указания длительности этапов занятия, перемещения детей в процессе образовательной деятель-ности, указания программ, пособий и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика–Пресс»1987,1990,1991,1992.

2. М. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М. 2004г.

4. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

5. Дыбина О. В. Ознакомление с предметными социальным окружением. Стар-шая группа - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 80 с.

6. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Познавательно – исследовательская деятельность детей 5-6 лет. - Волгоград: ООО «Издательство «Учитель», 2011.

Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха»

У вас на столах, на тарелочках, соль, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? (Не имеет запаха).

- Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на кристаллики). Да, соль – это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте возьмем ложки и надавим на неё, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Возьмите маленький стакан с водой и добавте в него две ложки соли. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, переме-шайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Я Возьму яйцо и опусщу его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

А теперь возьмиу другое яйцо и опущу его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде то-нет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Соль полезна для еды - Если правда, топай ты! Солью промываем рот- Делай вправо поворот! Также нос, и снова рот- В лево делай поворот! Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте! Чтобы сильными и здоровыми стать. А затем

Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности взрослого и детей «Осенняя викторина» Образовательная область «Познание». Конспект совместной деятельности взрослого и детей. Тема: «Осенняя викторина» Цель: Обобщить и систематизировать.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Цель: Создание социальной ситуации.

Конспект организации совместной деятельности взрослого и детей по игровой деятельности в первой младшей группе Тема: сюжетно-ролевая игра «Доктор» Цель: формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Доктор». Задачи: познакомить.

Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебница соль» .

Конспект совместной деятельности взрослого и детей среднего возраста «Путешествие по сказкам»Конспект совместной деятельности взрослого и детей среднего возраста «Путешествие по сказкам» Задачи: Расширить кругозор детей, развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей, учить.

Конспект совместной организованной образовательной деятельности родителей, детей и педагогов «Как появилась книга» «Как появилась книга» Задачи: Дать детям представление о происхождении книги. Развивать познавательный интерес детей. Поддерживать детскую.

Конспект специально-организованной деятельности «В гости к Спортакусу» Конспект специально-организованной деятельности в старшей группе. Образовательная область: Физическое развитие Тема: «В гости к Спортакусу».

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей по развитию речи «Дружная семья» Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей по развитию речи во второй младшей группе «Дружная.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Давайте жить дружно» Цель: Расширение понятий «друг», «дружба». Задачи: Образовательные: - содействовать обогащению и углублению представлений детей о дружбе,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Предварительная работа. • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?» • Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Удивительная соль»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 20:54
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД