Валентина Соколова
Занятие для детей старшей группы «Удивительная береста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений у детей о свойствах бересты, через исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Дать знания и представления детям о бересте, как гибком пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и других предметов.
2. Познакомить детей со свойствами бересты, строением и использовании в быту.
3. Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Обогащать словарь детей словами прилагательными и познакомить с Коми словами
Публикация «Занятие для детей старшей группы „Удивительная береста“» размещена в разделах
4. Воспитывать бережное отношение к природе (деревьям, навыки безопасного поведения.
Словарная работа:
Сюмод (береста, буксан (рожок, шур-шар (погремушка, пестер
Материал:
Кусочки бересты, емкости с водой (на каждого ребенка). Фломастеры, карандаши, ручки, угольки.
Предметы берестяных изделий для выставки
Ход занятия:
Ребята после выходных дней я вас спрашиваю, «Как вы провели свой выходной день» и вы мне с удовольствием рассказываете.
- А вы, хотите посмотреть, как я провожу свой выходной день?
Присаживайтесь на ковер, поудобнее и внимание на экран
(смотрят фильм)
- Ребята, а кто знает, что за удивительный предмет помог мне печь растопить?
- правильно (кора, есть у коры – название – это береста (показываю бересту, а на Коми языке сюмод (повтор с детьми)
- давайте скажем – (береста-сюмод)
- береста, ребята, это верхний слой коры березы.
I слайд (березы №1)
- А что случилось с берестой, когда я ее спичками подожгла? (ответы детей)
- какой мы можем сделать вывод?
- Береста, очень хорошо горит, и помогла мне растопить печь в баньке.
- Ребята кто может растапливать печь? (ответы детей)
- Ребята, а откуда взрослые берут бересту? С какого дерева?
- Правильно, с белоствольной красавицы – березы.
II слайд березы №2
- Посмотрите, на экран, береза – символ России!
- А как вы думаете березе больно, когда с нее снимают кору, бересту?
- ребята, береза какая? (живая, и ей наверно больно, когда с нее снимают слой бересты, но береза от этого не погибает, так как кора у нее снова обновляется, появляется другой слой коры. Это такой фокус в природе.
Ребята, а мы с вами можем снимать кору с березки? (конечно нет). Бересту снимает человек, который знает, как правильно и в какое время надо снимать бересту, чтобы не навредить дереву.
- Ребята, я Вам уже сказала в самом начале, что береста - это удивительный предмет.
А вы хотите знать почему береста удивительная?
(столы полукругом, на них вода в ёмкостях, кусочек бересты)
- Ребята проходите пожалуйста к столам.
-Возьмите в руки кусочек бересты, рассмотрите ее хорошенько, с одной стороны она какая? (гладкая, а с другой (шероховатая). Помните, сверните, получается порвите (если поперек кусочка, ни за что не порвешь? Значит она какая – прочная, крепкая, а если вдоль кусочка хорошо рвется, отслаивается.
- А давайте ее в воду отпустим? Что происходи, тонет береста? Намокает?
- Значит она какая, легкая непромокаемая, не пропускает воду, намокает только сверху, но не размокает, как например, бумажная салфетка (замачиваем салфетку в воду и видим результат).
Ребята, просушите пожалуйста ваши руки, с помощью тряпочки.
- (ребята подойдите пожалуйста ко мне) А что у меня в руке? (Лист бумаги)
- Раньше в давние времена не было бумаги, а люди на чем-то писали и рисовали.
- Догадались на чем? На бересте.
Ручек и карандашей, тем более фломастеров в давние времена не было, на бересте писали угольком из костра.
- Давайте тоже попробуем писать на бересте. Пробуйте, рисуйте, чем лучше рисовать, писать.
Ребята, чем больше понравилось рисовать? Чем легче было рисовать, а чем труднее?
-Эти качества бересты давно заметил человек и стал использовать её для изготовления различных предметов.
Приглашаю Вас, на выставку берестяных изделий.
- внимательно смотрите может вы уже нашли на выставке знакомые предметы? (дети сели на стульчики возле выставки)
Ответы детей :
1. Правильно лапти. Раньше в давние времена обуви не было. Люди научились плести лапти из чего? догадались? (из бересты).
- Мы с вами опускали бересту в воду она не размокла? Значит лапти не промокали.
2. – А вот шкатулки они из чего сделаны? Если она из бересты, значит шкатулка какая (берестяная)
3. – Вот солонка, конфетница, туесок для ягод?
4. – А это что? (корзинка) – из чего она сделана. Тоже из бересты!
5. А коми-музыкальные инструменты
- шур-шар (погремушка)
-- буксан (рожок)
Из чего сделаны? Они какие? (берестяные)
6. А вот ободок – из чего он выполнен?
-- Скажу вам по секрету
- Береста обладает целебными свойствами, если надеть ободок на голову, пройдет головная боль.
7. А вот эти незнакомые вам предметы на что похожи (правильно на рюкзак)
Это пестер большой, а это пестер маленький. Из чего они сплетены?
Раньше в давние времена сумок, рюкзаков не было и люди научились плести пестеры. Для чего они нужны?
Правильно, что-нибудь в них складывать и носить, например, грибы или ягоды.
Слайд №3 (маша и медведь)
- Как называется сказка где Мишка несет пестер, а в нем….?
-- Вы знаете, как зовут людей, которые создают эти предметы из бересты?
- Это мастера—умельцы! Люди, которые научились работать с берестой и создавать эту красоту.
Рефлексия:
-Ребята, береста удивительный предмет?
-Почему?
-Что вы сегодня узнали о бересте?
- Что вы расскажите о бересте дома маме и папе.
Подарите, пожалуйста мамам и папам ваш кусочек бересты с рисунками и расскажите им все то что вы узнали сегодня.