мария рыцарева
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по формированию основ здорового образа жизни «Наши умные помощники — органы чувств»
Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований; представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования организма необходима слаженная работа всех органов чувств.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста „Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Обучающая:
Дать детям общее понятие об органах чувств человека. Учить различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
Развивающая:
Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. ; развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни. Делать простейшие выводы.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Предметно-развивающая среда: рисунок, изображающий человека, фломастеры, схема «Органы чувств».
Опыт № 1: повязка на глаза, колокольчик, бумага, стакан с водой, пустой стакан;
Опыт № 2: 3 одинаковые коробочки с отверстиями, в которых находятся: апельсиновая корка, долька чеснока, ватка, смоченная духами;
Опыт № 3: 4 прозрачных стакана с водой разного вкусов: сладкая, солёная, кислая и простая;
Опыт № 4: «волшебный мешочек», в котором лежат кусок ваты, камешек, резиновый мячик, клубок шерстяных ниток и т. п.
Предварительная работа:
Беседы из серии «Знакомимся со своим телом», образовательная ситуация «Зачем человеку нос», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация)
Словесные (художественное слово, беседа)
Игровые (дидактическая игра, сюрпризный момент)
Практические (занимательные упражнения, гимнастика, опыты).
Ход НОД
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Когда люди здороваются, что они желают друг другу?
-Ребята, что самое главное для человека? (Здоровье)
А у нас есть еще один очень интересный гость. Вы хотите узнать кто это? изображение мальчика (на рисунке отсутствуют глаза, уши, нос, рот и кисти рук). Останавливаются около этого изображения.
Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите внимательно на этого мальчика? Что с ним не так? Что забыл нарисовать художник?
Дети: Художник забыл нарисовать этому мальчику глаза, уши, рот, нос и ладони.
Воспитатель: А как можно назвать все эти органы одним словом? И почему они так называются?
Дети: Все эти органы называют органами чувств. Так их назвали потому, что все эти органы помогают нам чувствовать.
В: Давайте поможем мальчику вернуть органы чувств? Вы согласны?
Для того, чтобы подробнее познакомиться этими органами и помочь нашему мальчику их вернуть, мы с вами отправимся в учебную лабораторию. Вы хотите стать учеными? А кто такие ученые? Если вы справитесь со всеми заданиями – вас ждет сюрприз!
Давайте с вами превратимся в ученых! Одевайте халаты! (Звучит музыка из к/ф «Ушастый нянь»)
Садятся на стулья возле первой лаборатории.
В: Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств самый главный?
Дети высказывают свои предположения, называя в т. ч. главным органом глаза.
В: Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз.
Вот мы с вами в первой лаборатории.
Отгадайте загадку:
Брат с братом через перегородку живут,
А друг друга не видят (глаза)
- Как назвать по – научному? (орган зрения)
Опыт № 1: Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза. Закройте глаза. (Показываю книгу)
-Что я сделала?
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю книгу). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.
Вывод: Глаза умеют видеть.
- Как называется фигура? (Круг, квадрат)
Вывод: Глаза умеют определять форму.
- Какого цвета круг? Квадрат?
Вывод: Глаза умеют определять цвет.
- Скажите, какая фигура от вас дальше? Ближе?
Вывод: Глаза умеют определять расстояние от предмета.
- Что крупнее: яблоко или апельсин?
Вывод: Глаза могут определять размер.
Подведё м итог: глаза могут определять цвет, форму предмета, расстояние, размер.
- А что нужно делать чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? (Ответы детей)
Как надо беречь свои глаза?
Правила: Беречь от попадания предметов, грязи.
Не читать лежа.
Сидеть за столом правильно.
Долго и близко не смотреть телевизор.
Чтобы глазки не устали сделаем гимнастику для глаз. Голова не поворачивается, движутся только глаза
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро - быстро поморгаем
И немножечко потрем!
Воспитатель предлагает одному из детей нарисовать (возможно прикрепить уже готовые) «человеку» глаза.
В: Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни. Но иногда нам совсем не обязательно что- то видеть: мы можем узнавать об окружающих нас предметах и с помощью других органов чувств. Сейчас мы с вами это докажем.
Опыт № 2. Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит. Другой ребё нок производит следующие действия: сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.
Вывод: Наши уши могут слышать и различать звуки.
В: С помощью какого органа мы смогли узнать, что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?
Дети: Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей. А глаза нам не помогли это узнать.
В: Как вы думаете, уши - это важный орган? Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей) .
Стихотворение Эммы Мошковской читает Сонечка.
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор гневно:
Еже – еже – ежедневно.
Правила: носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.
Массаж ушей
Чтобы уши не болели
Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)
Все сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)
По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)
И ладошкой их прижмем,
Сильно-сильно разотрем. (Ладонями энергично растирают уши)
Воспитатель предлагает дорисовать человеку уши.
После этого дети садятся на стулья в следующей лаборатории.
В: давайте назовем еще один орган чувств? Нос. Как назвать по - научному? (орган обоняния). Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)
Максим нам прочитает стихотворение.
Стихотворение.
«Для чего нам нужен нос?
Это ведь большой вопрос.
Чтобы нюхать все на свете
Знают взрослые и дети».
Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)
Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, при пожаре, подгорела еда на плите). Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его.
Опыт № 3: «Определение предметов и продуктов по запаху». Дети располагаются вокруг стола.
- Проведём эксперимент. Нужно определить предмет по запаху.
(Ребенок с завязанными глазами определяет по запаху апельсин, лук, чеснок, кусочек хлеба, духи). Затем проверяем – открываем коробочки.
Вывод: Орган обоняния помогает нам различать запахи.
В: Какой же орган был прав : глаза или нос?
Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.
Давайте проверим как дышит нос. (По очереди закрывают ноздрю и дышат). А у кого то нос плохо дышит – значит нужно сделать массаж носа. Давайте потрем возле носа и нажмем на точки.
После этого опыта на рисунке дорисовывается нос.
В: Отгадайте загадку:
Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)
- Как назвать по - научному? (орган вкуса)
С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)
Опыт №4. На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.
В: Что видят наши глаза? (4 стакана с водой) .Что чувствует нос? (нос не чувствует никакого запаха). Чтобы доказать, что в стаканах вода разного вкуса, мы воспользуемся …. (языком).
Ребята, что нужно сделать?
Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах
Вывод: орган вкуса нужен для определения вкуса пищи.
Дорисовыется рот (язык) .
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Тело будем изучать. (шагаем на месте)
Вот спина, а вот живот, (показываем)
Ноги, (топаем)
Руки, (протянуть перед собой и покрутить кистями)
Глаза,
Рот,
Нос и Уши,
Голова (положить руки на голову)
Показать успел едва (покачать головой)
Шея крутит головой – ох устала! Ой-ой-ой
Лоб и брови
Вот ресницы
Запорхали словно птицы (поморгать глазами)
Подбородок кочкой, волосы густые
Как травы луговые.
А теперь взгляну пониже,
Назову я, что увижу:
Плечи, локти и колени,
У меня, Сережи, Лены.
В: (1 вариант).
Отгадайте загадку:
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа) Как назвать по - научному? (орган осязания)
Но вот мы оказались в последней лаборатории, здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Закрыв глаза, что мы можем почувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое и т. д). Это чувство называется осязанием.
А где самая чувствительная кожа? (на кончиках пальцев рук).
Стихотворение.
Что за чудо - чудеса!
Раз-рука и два - рука
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Ребята, для чего нужны нам руки?
Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.
Опыт №6. «Волшебный мешочек».
Мы можем потрогать то, что лежит в мешочке, и попробывать определить, что это такое.
Выполнение эксперимента: Дети опускают в мешочек руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .
После опыта дети дорисовывают человеку «ладошки».
В: Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем. Правила: держать руки в чистоте.) .
2 вариант:
В: Ну вот, посмотрите, ребята, мы помогли мальчику вернуть все органы чувств (нет кистей рук). Ой, и правда!
Скажите, ребята, а где самая чувствительная кожа? (на кончиках пальцев рук).
Олеся нам сейчас расскажет стихотворение.
Стихотворение.
Что за чудо - чудеса!
Раз-рука и два - рука
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Ребята, для чего нужны нам руки?
Что мы можем чувствовать руками? Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете? (тепло). Вот какие чувствительные у нас кончики пальцев! Молодцы!
Вот и закончились наши исследования. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями. Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств).
В: Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос: Какой орган важнее?
Дети: Все органы важны. Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать.
Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Вы справились со всеми моими заданиями, и дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает вазу с фруктами) .
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся.
И на прощание,
Скажем всем мы до свиданья.