Трускова Елена
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, воспитывающих детей с нарушением речи. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи не происходит само по себе. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.
Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у ребенка возникают те или иные речевые нарушения. Они считают, что в этом виноват сам ребенок, он не желает заниматься, упрямится. На самом деле все довольно просто: речь ребенка не будет развиваться, а словарный запас пополняться, если взрослые не помогут ему в преодолении нарушения речи. Но развитие речи не должно быть принудительным.
Результат в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Я, как учитель-логопед, считаю, что родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания по коррекции речевого развития у ребенка, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.
Развитие речи и познавательных процессов у детей непосредственно зависят не только от органических причин, но и от условий, в которых живет и воспитывается ребенок. Ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых. Поэтому очень важно следить за своим произношением, произносить все звуки и слова четко и правильно. Нарушения речевого развития проявляются в особенностях формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В то же время дети, имеющие особенности речевого развития проявляют активность по отношению к языковым явлениям - словообразование, умение подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием, отбор слов с целью выявления звукового состава. Дети с особенностями речевого развития, как правило, испытывают незначительные лексические трудности, допускают ошибки в грамматическом оформлении высказывания (построение предложений, могут неверно произносить звуки речи, затрудняются в реализации развернутых высказываний.
Личностные особенности детей с особенностями речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. Как правило, к старшему возрасту большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается.
Я в своей работе тесно сотрудничаю с родителями, использую круглый стол, семинар-практикум, педагогические гостиные, индивидуальную и наглядно-информационную формы работы. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.
Тема мероприятия сообщается заранее, чтобы родители смогли ознакомиться и подготовить интересующие их вопросы. Вместе с воспитателями группы разъясняем родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по коррекции речевого развития. Только в таком случае мы можем увидеть положительные результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то мы помогаем им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Консультации, семинары-практикумы, педагогические гостиные построены так, чтобы каждый родитель смог получить помощь от специалиста. Темы мероприятий имеют различную направленность: правильное выполнение артикуляционной гимнастики, значение развития мелкой моторики, важность систематического выполнения домашних заданий, автоматизация звуков в домашних условиях, правильное проведение звукового анализа.
Одна из популярных форм в работе с родителями – совместные занятия. Родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. На занятиях они видят, как работают их дети, замечают пробелы в знаниях своих детей, записывают для себя игры, упражнения, учатся методам и приёмам.
Картотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Они в любое время могут воспользоваться подбором практического материала. Материал игр включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие различных сторон речи. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Кроме этого активно использую социальные сети, в частности создание групп ВКонтакте, где родители могут увидеть различные коррекционные игры и игровые упражнения и использовать их в дальнейшем в занятиях со своими детьми.
Цель такого дистанционного общения заключается в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса и приобщение родителей к жизни образовательной организации, а также в обоюдном желании поддерживать контакты друг с другом.
Большое значение в моей работе имеет индивидуальная работа, так как она позволяет установить более тесный контакт с родителями. В личных беседах родители делятся не только своими проблемами, но и успехами в коррекции речи своих детей. Для темы беседы беру небольшой объём материала, не злоупотребляю научной терминологией, и если использую её, то с пояснениями. Беседа проводится тактично и корректно: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают мои первые встречи с родителями, зависит, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество.
Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется один раз в неделю, В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) делается акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной работе. А показатель этой работы – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы родитель смог помочь своему ребёнку.