Приложение МААМ

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к русской печке»

Серова Светлана
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к русской печке»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная деятельность по формированию целостной картины мира

«В гости к русской печке»

Цель: Задачи

1. Расширять представления детей о русской печи, её устройстве, названии частей, их назначении.

2. Познакомить детей с профессией печника, её значением для людей.

3. Продолжать расширять представления детей о жизни людей в деревнях в давние времена, их быте, предметах русского быта.

4. Закреплять знания о прочитанных сказках, пословицах, поговорках.

Публикация «Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию „В гости к русской печке“» размещена в разделах

5. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

Обогащение словаря: печь, горница, изба, истоба, истопка, устье, свод, шесток, заслонка, печурки, чугун, ухват.

Предшествующая работа: чтение сказок «Царевна Лягушка», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Мышь и воробей», рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание пословиц и поговорок о печке.

Материал для занятия: печь, самовар, самоварная труба, чугун, ухват, дрова, заслонка, овощи.

- Здравствуйте, как я рада видеть вас в своем доме, в русской горнице. Проходите. Сегодня я расскажу вам о том, как жили простые люди на Руси много десятилетий назад и как некоторые предметы, которые нас здесь окружают, помогали вести домашнее хозяйство. Я загадаю загадки, а вы попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. «Шкаф больший, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают черное». О каком шкафе говорится в загадке и что это такое белое кладут в него и что такое черное вынимают?

- Шкаф-это печь, белое - дрова, а черное - угли.

- Правильно. А вот еще одна загадка: «Мать толста, дочь красна, сын воробей в небеса улетел». О какой матери говорится в загадке, что это за дочь красная и сын, который улетел в небеса.

- Мать-это печь, дочь - огонь, а сын - дым.

- Правильно. В обеих загадках речь идет о печи. В моей горнице печь занимает главное место. Русская печь - это «русское чудо», как её называют многие народы. Русская печь — героиня сегодняшнего занятия. Как называется дом, в котором жили люди в старину?

- Дом, в котором жили люди в старину, называется изба.

- А без чего нельзя было прожить в старину в деревянной избе в лютый мороз?

- В лютый мороз в избе нельзя было без печи, потому что холодно.

- Правильно. «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Это значит, что в каждой избе была печь, и ни один дом не был построен без печки. Действительно, печь - это основа русского дома, его душа. Само слово изба произошло от древних слов «истоба», «истопка». А как вы понимаете эти слова? Что, по-вашему, они могут означать?

- Я думаю, что слова «истоба», «истопка» обозначают топить, топить печь.

- Правильно. Давайте повторим и запомним эти древние слова (дети повторяют вместе с воспитателем слова «истоба», «истопка»).

Ведь с начала избой называли лишь отапливаемую часть дома, там, где стояла печь, и где было тепло. Без печи нет жизни в избе, но не так уж она проста, как кажется. У печки есть различные части, все они главные, и каждая из них имеет свое название. Вот это отверстие называется устье. Давайте повторим.

- Устье.

- Вспомните, а где еще встречается слово «устье».

- Слово «устье» мы называем, когда говорим о реке.

- Верно. Без устья мы не попали бы в свод и не разожгли огонь. Но прежде чем разжечь огонь, я положу дров на шесток, а затем в свод. Подойдите посмотреть. Дрова я буду укладывать, каждая хозяйка знала, как правильно их надо уложить, а не бросать кучей, в куче дрова не разгорятся. Сейчас я разожгу огонь (воспитатель ставит фанеру, имитирующую огонь). Растопила я печь и поставлю в чугуне щи варить. Посмотрите: морковки нашинковала, лук порезала, капусту положила и укропчика добавила.

Всё это залила водой и поставила в печь. Ребятки, а что бы мне руки не обжечь, что мне поможет чугун в печь поставить?

- Чугун поддевают ухватом и двигают в печь.

- Правильно. Я так и сделаю, и закрою свод заслонкой. А как вы думаете, почему называется заслонка? И для чего она нужна?

- Я думаю, что заслонкой называют потому, что заслоняет от огня, чтобы спрятаться от огня, чтобы дым не шел в избу, а улетал в трубу.

- Верно. А кто знает, как называется эта часть печи?

- Это труба.

- Зачем труба нужна печи?

- Через трубу дым улетает на улицу.

- А эти углубления называются печурки. Сюда ложили сушить варежки, носки. рукавички. Вот эта часть печи называется лежанка. Ребятки, а для чего она предназначена, может быть, кто-то знает?

- На лежанке лежали. Правильно, а ещё на лежанке спали, грелись, лечились от простуды маленькие дети и старики. Печь помогала вскипятить самовар. Вот посмотрите, я положу углей в самовар, поставлю железную трубу на него и воткну её в дымоход, угли разгорятся, огонь нагреет воду - чай готов. Вот видите, как устроена печь - довольно сложно, соорудить её или как в старину говорили «поставить» дело совсем не простое. Этим занимались печники. Печник был очень уважаемым в народе человеком, ведь от него зависело, будет ли в избе тепло суровой зимой, хороший ли хлеб будет печься у хозяйки. Печь сооружают из красного кирпича. Давайте вспомним, из чего делают такие кирпичи?

- Такие кирпичи сделаны из глины.

- Верно. И соединяют кирпичи глиняным раствором. Печь из природного материала долго сохраняет тепло и не остывает. А как помогала ещё печь людям? Кто может рассказать.

- В печи готовили пищу, выпекали хлеб, пироги, сушили грибы, ягоды, травы, одежду, обувь, спали на печи, мылись в печи, лечились.

- А ещё, ребята, печь - это героиня русских народных сказок. Давайте вспомним названия сказок.

- Это сказка «Лиса и заяц», где лиса выгнала зайца из лубяной избушки, и кричала с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». - Сказка «По щучьему веленью», где Емеля ездил всюду на печи.

- Сказка «Царевна Лягушка», где Иванушка сжег в печи лягушачью кожу.

- Сказка «Гуси-лебеди», где печь спрятала брата и сестрицу от гусей-лебедей. - Сказка «Мышь и воробей», где мышь в печи пекла пироги.

- Какие молодцы, как много знаете сказок, где героиней является печь. А какие пословиц ы вы знаете о печи?

- Без работы - печь холодна.

- Из одной печи - да не одни калачи.

- В лес не съездишь - так и на полатях замерзнешь.

- Тепло любить - так и в лес за дровами ездить.

- Не печь кормит, а руки.

- Дома на печи - всяк в почете и чести.

- У холодной печи - не согреешься.

- На холодной печи - не пекут калачи.

- Много интересного мы сегодня узнали о русской печке : и загадки о ней загадывали, и в сказки совершили путешествия и даже поговорили об её устройстве. Печка в доме - это счастье и тепло, а разве это не чудо? Сейчас я хочу с вами попрощаться. До свидания. Жду вас в гости.

Программное содержание

1. Расширять представления детей о русской печи, её устройстве, названии частей, их назначении.

2. Познакомить детей с профессией печника, её значением для людей.

3. Продолжать расширять представления детей о жизни людей в деревнях в давние времена, их быте, предметах русского быта.

4. Закреплять знания о прочитанных сказках, пословицах, поговорках.

5. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

Обогащение словаря: печь, горница, изба, истоба, истопка, устье, свод, шесток, заслонка, печурки, чугун, ухват.

Предшествующая работа: чтение сказок «Царевна Лягушка», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Мышь и воробей», рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание пословиц и поговорок о печке.

Материал для занятия: печь, самовар, самоварная труба, чугун, ухват, дрова, заслонка, овощи.

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Маша варежку надела» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект основной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Зёрнышки для птичек» Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности. Задачи: 1. Учить пользоваться изобразительным материалом (краской, применять.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Конспект регламентировано образовательной деятельности по познавательному развитию «Найди пару» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к русской печке»
Опубликовано: 7 марта 2020 в 13:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к русской печке»» (включая файлы) размещена пользователем Серова Светлана (УИ 2254470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД