Юлия Исайчикова
Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «Мир в капельке воды!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе.
Задачи.
1. Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.
2. Развивать представления о круговороте воды в природе.
3. Воспитывать экологическое сознание дошкольников.
Предварительная работа. Беседы о воде, гололеде, подвижная игра: «В царствах льда, воды и пара», наблюдения и опыты.
Демонстрационный материал: экран, презентация «Путешествие капельки воды», макет города «затор».
Публикация «Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни „Мир в капельке воды!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Раздаточный материал: комплекты карточек с обозначением агрегатного состояния воды, карточки капельки воды, лед, соль и краски.
Ход деятельности.
Воспитатель собирает детей у макета города, на улицах которого случился затор.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произошло?
Дети: На улицах нашего города образовалась пробка из машин.
Воспитатель: Как вы думаете, по какой причине?
Дети выдвигают предположения.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А какие природные явления происходят зимой?
Дети: Снегопад, заморозки, холодный ветер и тд.
Воспитатель: А еще одно природное явление, о котором вы, конечно, знаете, называется гололед. Расскажите, что это за явление и от чего оно происходит.
Дети: Зимой теплая погода часто сменяет холодную, и после того как выпал снег и от солнечного тепла растаял, а после снова замерз, на земле появляется ледяная корка. Это явление и называется гололед.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким способом можно бороться с гололедом?
Дети: Посыпать песком, землей и тд.
Воспитатель: Все верно. Но есть и еще один способ борьбы с гололедом, с которым мы познакомимся, когда отправимся в нашу мини-лабораторию. А пока мне бы хотелось спросить у вас, какие агрегатные состояния воды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам закрепить наши знания. Она называется «Пар, вода, лед». Возьмите свои комплекты карточек, обозначающих агрегатные состояния воды и приготовьтесь внимательно меня слушать. Я буду говорить вам об изменениях погоды, а вы будете выкладывать карточки в определенной последовательности. И таким образом мы поймем, какие превращения происходят с водой.
Дети выкладывают карточки в нужной последовательности, обозначая процесс охлаждения либо нагревания воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. А сейчас, представьте, что вы капельки. Капельки образуют ручейки, ручейки впадают в реки, реки впадают в моря, а моря образуют океаны.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (садятся за столы).
Воспитатель: Посмотрите, какой большой океан у нас получился. А теперь, я приглашаю вас на экскурсию по нашей группе. Гуляя по группе, мы найдем места, где вода просто необходима и оставим там капельку.
Дети с воспитателем гуляют по группе, обсуждая необходимость использования воды в разных центрах и уголках группы. В результате получается, что капелька поселилась в каждом уголке группы. Воспитатель и дети делают вывод, что использование воды это ежедневная потребность человеческого организма и бытовая необходимость.
А теперь давайте посмотрим, как путешествуют капельки в природе.
Показ презентации № 1 «Путешествие капельки воды»
(показ сопровождается рассказом воспитателя)
1. На земле капельки живут в лужах, реках, озерах, ручьях, морях, океанах…
Припекло солнышко, капелька превратилась в пар, стала легкая и улетела на небо
2. А в небе капельке стало холодно и чтобы согреться, она позвала другие капельки, прижались капельки друг к другу и превратились в большую дождевую тучу.
3. Тесно стало капелькам в туче, стали они большие и тяжелые, не могли уже удержаться в воздухе, и упали вниз на землю.
4. И снова капельки на земле. Превратились капельки в лужицы, ручейки, побежали ручейки в речки, моря, чтобы снова когда-нибудь улететь на небо.
Это называется круговорот воды в природе.
Воспитатель: Вода необходима для человека, но также она может таить в себе много опасностей. Ребята, а вы знаете, какую угрозу и опасность вода несет в себе в разных ее состояниях?
Дети: Обильные снегопады, ледяные торосы, гололед, тонкий лед, цунами, град, наводнение и тд.
Воспитатель: Все верно. Человек в наше время научился управлять стихией, и со всеми этими явлениями он успешно борется: метеослужбы предупреждают людей о грядущих природных явлениях, несущих в себе угрозу для жизни людей. Я предлагаю вам отправиться в нашу мини-лабораторию, чтобы найти еще один способ борьбы с одним из природных явлений, о котором мы говорили в самом начале наших исследований.
Дети вместе с воспитателем подходят к столам и начинают исследовательскую деятельность.
1) Выкладывают соль на кубики льда.
2) Добавляют краску на кубики льда.
3) Выкладывают соль смешанную с краской на кубики льда.
По результатам проведенных опытов делают выводы :
1) Соль разъедает кубики льда, лед тает.
2) Краска стекает с кубиков, окрашивая лед в определенный цвет. Лед не тает.
3) Краска, смешанная с солью, разъедает лед, образуя цветные дорожки.
Воспитатель предлагает детям объяснить увиденное. Почему лед тает? Дети рассуждают, выдвигают гипотезы. Воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Лед тает, потому что в составе соли присутствует натрий. Натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходи реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.
Сегодня мы с вами говорили о воде и о разных ее агрегатных состояниях. Вам понравились наши исследования? Был ли вам интересен опыт со льдом? Хотели бы вы еще побывать в нашей мини-лаборатории и стать настоящими учеными? Вы узнали что-то новое?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вместе подведем итог и еще раз перечислим, какими полезными свойствами обладает вода, как она помогает нам в нашей повседневной жизни. Представьте себе, что вода вся до последней капельки испарилась, превратилась в облака и не желает возвращаться на землю. Чем это грозит жителям земли?
Дети: Все вокруг станет грязным, растения и животные погибнут от жажды, люди, исчерпав все запасы воды, не смогут продолжать свою жизнь. Поэтому вода нам жизненно необходима.