Татьяна Купрякова
Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «Разноцветный лед»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход деятельности.
Воспитатель собирает детей у макета города, на улицах которого случился затор.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произошло?
Дети: На улицах нашего города образовалась пробка из машин.
Воспитатель: Как вы думаете, по какой причине?
Дети выдвигают предположения.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какое сейчас время года?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: А какие природные явления происходят поздней осенью?
Дети: Снегопад, заморозки, холодный ветер и тд.
Публикация «Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни „Разноцветный лед“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Снег и лед
- Темочки
Воспитатель: А еще одно природное явление, о котором вы, конечно, знаете, называется гололед. Расскажите, что это за явление и от чего оно происходит.
Дети: Поздней осенью теплая погода часто сменяет холодную, и после того как выпал снег и от солнечного тепла растаял, а после снова замерз, на земле появляется ледяная корка. Это явление и называется гололед.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким способом можно бороться с гололедом?
Дети: Посыпать песком, землей и тд.
Воспитатель: Все верно. Но есть и еще один способ борьбы с гололедом, с которым мы познакомимся, когда отправимся в нашу мини-лабораторию. А пока мне бы хотелось спросить у вас, какие агрегатные состояния воды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам закрепить наши знания. Она называется «Пар, вода, лед». Возьмите свои комплекты карточек, обозначающих агрегатные состояния воды и приготовьтесь внимательно меня слушать. Я буду говорить вам об изменениях погоды, а вы будете выкладывать карточки в определенной последовательности. И таким образом мы поймем, какие превращения происходят с водой.
Дети выкладывают карточки в нужной последовательности, обозначая процесс охлаждения либо нагревания воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. А сейчас, представьте, что вы капельки. Капельки образуют ручейки, ручейки впадают в реки, реки впадают в моря, а моря образуют океаны.
«Друг за другом, друг за другом
Ручейки бегут, бегут.
Прямо в речку попадут.
А речки сразу в море,
Огромное, большое.
Мы плывем, плывем по морю,
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
Мы плывем, плывем по морю,
Тихо плещется вода»
Воспитатель: Посмотрите, какой большой океан у нас получился. А теперь, я приглашаю вас на экскурсию по нашей группе. Гуляя по группе, мы найдем места где вода просто необходима и оставим там капельку.
Дети с воспитателем гуляют по группе, обсуждая необходимость использования воды в разных центрах и уголках группы. В результате получается, что капелька поселилась в каждом уголке группы. Воспитатель и дети делают вывод, что использование воды это ежедневная потребность человеческого организма и бытовая необходимость.
Воспитатель: Вода необходима для человека, но также\ она может таить в себе много опасностей. Ребята, а вы знаете, какую угрозу и опасность вода несет в себе в разных ее состояниях?
Дети: Обильные снегопады, ледяные торосы, гололед, тонкий лед, цунами, град, наводнение и тд.
Воспитатель: Все верно. Человек в наше время научился управлять стихией, и со всеми этими явлениями он успешно борется: метеослужбы предупреждают людей о грядущих природных явлениях, несущих в себе угрозу для жизни людей. Я предлагаю вам отправиться в нашу мини-лабораторию, чтобы найти еще один способ борьбы с одним из природных явлений, о котором мы говорили в самом начале наших исследований.
Дети вместе с воспитателем подходят к столам и начинают исследовательскую деятельность.
1) Выкладывают соль на кубики льда.
2) Добавляют краску на кубики льда.
3) Выкладывают соль смешанную с краской на кубики льда.
По результатам проведенных опытов делают выводы:
1) Соль разъедает кубики льда, лед тает.
2) Краска стекает с кубиков, окрашивая лед в определенный цвет. Лед не тает.
3) Краска, смешанная с солью, разъедает лед, образуя цветные дорожки.
Воспитатель предлагает детям объяснить увиденное. Почему лед тает? Дети рассуждают, выдвигают гипотезы. Воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Лед тает, потому что в составе соли присутствует натрий. Натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходи реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.
Сегодня мы с вами говорили о воде и о разных ее агрегатных состояниях. Вам понравились наши исследования? Был ли вам интересен опыт со льдом? Хотели бы вы еще побывать в нашей мини-лаборатории и стать настоящими учеными? Вы узнали что-то новое?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вместе подведем итог и еще раз перечислим какими полезными свойствами обладает вода, как она помогает нам в нашей повседневной жизни. Представьте себе, что вода вся до последней капельки испарилась, превратилась в облака и не желает возвращаться на землю. Чем это грозит жителям земли?
Дети: Все вокруг станет грязным, растения и животные погибнут от жажды, люди, исчерпав все запасы воды, не смогут продолжать свою жизнь. Поэтому вода нам жизненно необходима.