жанна степченкова
«Северные приключения». Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звёздочка
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Северные приключения»
Воспитатель высшей категории
Степченкова Жанна Валерьевна
Рославль 2016 г
Цель: Расширение кругозора детей путём выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную cреду (освоение представлений о природном и предметном мире, элементарных географических представлений).
Публикация «„Северные приключения“, Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Задачи:
1. Закрепить знания детей о животных Севера, климатических особенностях среды их обитания.
2. Дать представление детям о природных явлениях: фьорды, айсберги, Северное сияние.
3. Познакомить детей с магнитом и его свойствами путём экспериментирования.
4. Учить создавать изображение Cеверного сияния с помощью цветного песка.
5.Cпособствовать оздоровлению детей через игровые упражнения Су Джок-терапии.
6. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества движений.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование,кораблик; плакат «Животные Севера заблудились», предметные картинки «Животные Севера», магниты, компас, игла, скрепки, бумага, ёмкость с водой, цветной песок, заготовка для аппликации, клей, карандаши, массажёры «ёжики» для Су Джок-терапии, стакан с водой, мольберт, карточки со словами.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий о Северном крае. Беседы о суровом климате Севера.
Чтение художественной литературы
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям:
Здравствуйте, ребята. Я знаю, что дети в вашей группе добрые и отзывчивые, поэтому я пришла к вам за помощью.
Поможете мне?
Ответы детей.
Воспитатель выставляет перед детьми на мольберте картину, на которой изображены животные Севера, прячущиеся за зелёный цветущий холм.
Воспитатель: Ребята, кто изображён на этой картинке и что показалось вам необычным?
Ответы детей
Воспитатель: А где живут все эти животные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, ребята, все эти животные живут на Севере. Они путешествовали и заблудились. Их корабль затонул. Животных надо спасти.
Вы готовы мне помочь?
Ответы детей
Воспитатель: А вот наши орудия спасателей (воспитатель показывает детям магниты). Вы знаете, что это такое?
Ответы детей
Воспитатель: Магнит-это такой камень, который умеет притягивать железо и стальные предметы. Он поможет нам при подъёме корабля.
Опыт1: Испытание свойств магнита в воде.
Воспитатель: Теперь приступим к операции спасения. Но это нужно делать по команде. А так как я капитан корабля, то руководить операцией буду я.
Прежде всего, нам надо достать корабль из воды. И магнит поможет нам в этом. Наш корабль лежит на самом дне, давайте попробуем достать его с
помощью магнитов (воспитатель показывает детям как действовать с магнитом) После того как корабль извлечен из воды, дети оставляют его на
столе.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что магнит может притягивать металлические предметы даже в воде.
Воспитатель: С первым заданием, ребята, вы справились успешно, а сейчас займите свои места, чтобы узнать следующее задание.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать каких животных мы отправим на Север, вам надо выполнить следующее задание: части слов в названии животных поменялись местами. Вам нужно поставить их на свои места, чтобы получились названия животных. (Воспитатель выставляет на мольберте части слов наоборот веди-мед, ни-оле, жи-мор, ни-тюле, ки-вол). Дети выполняют
задание и читают правильные слова.
Опыт2. Испытание свойств магнита через дерево.
Воспитатель: Вот вы и собрали пассажиров, но посмотрите на них внимательно. Что есть у каждого из них?
Дети: Скрепки
Воспитатель: Верно! А из какого материала они сделаны?
Дети: Из металла.
Воспитатель: А что притягивает к себе металлы?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Давайте доставим наших животных на корабль при помощи магнита.
Перед вами лежат картинки с животными, к каждой картинке прикреплена металическая скрепка. Возьмите по одному магнитику и приставьте его к картинке под крышкой стола. (воспитатель показывает как действовать). А теперь магнитом ведём наших животных на корабль.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Животные доставлены на корабль, а я хочу у вас спросить, может ли магнит притягивать металлические предметы через дерево?
Ответы детей
Воспитатель: Почему вы так решили, докажите мне.
Ответы детей
Воспитатель: Ну, вот наши животные готовы для путешествия. А что же нужно для путешествия?
Дети перечисляют
Воспитатель: Давайте возьмём с собой только необходимое. В любое путешествие капитан берёт с собой компас. Для чего он нужен?
Дети: Он показывает направление.
Воспитатель: Правильно. Компас нужен для того, чтобы показывать, куда нужно отправляться путешественнику: на север или на юг, а может быть на восток или запад. Воспитатель ищет по карманам.
Воспитатель: Ребята, кажется, я забыла его. Но нет ничего страшного. Хотите узнать, как без компаса определить север? Я вам всё покажу.
Опыт 3. С намагниченной иглой
Воспитатель: У меня есть стакан с водой, магнит и нужна ещё иголка, и кусок бумаги. Я намагничиваю иглу, просовываю её через бумагу и кладу бумагу с иглой в воду. Посмотрите, куда указывает игла – там Север.
Воспитатель: Так в какую же сторону поплывёт наш корабль?
Дети: На север. (показывают направление)
Воспитатель: Ребята! Так вот же компас нашёлся. Давайте, проверим, правильно ли намагниченная игла нам показала северное направление?
Дети смотрят, сравнивают, делают вывод: Намагниченная игла может заменить компас.
Воспитатель: Намагниченная игла нам показала на север, и я думаю, вы расскажите своим родителям как без компаса найти север и не потеряться. А теперь и нам пора в путь. Займите свои места.
Использование ИКТ- презентация о природных явлениях Севера
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Мы приближаемся к Северному Ледовитому океану. Он очень большой, лед не тает даже летом, это настоящий морозильник. Этот океан покрыт плавающими льдинами.
Впереди по курсу плывет маленький белый островок. Вот еще один, только огромный. Как вы думаете, что это? (айсберги)
Айсберги огромные ледяные горы. Они откалываются от берега. Сползают в океан и плавают. Но это только их верхушка. Под водой находится еще большая часть, чем над поверхностью воды. Айсберги представляют огромную опасность для кораблей и подводных лодок.
Вот мы и познакомились с первым чудом Севера – айсбергами.
А там видите, там же берег. По всему берегу стоят огромные скалы. А между ними огромные пещеры,которые заполняются водой, по-другому их называют фьордами. Даже корабль может спрятаться в этих пещерах.
Вот мы и познакомились с о вторым чудом Севера – фьордами.
Посмотрите, ребята, кажется, будто с тёмных небес спустился разноцветный шёлковый шатёр. Как будто переливается всеми цветами радуги сказочный занавес. Это Северное сияние. Его можно наблюдать длинными полярными ночами И это третье чудо,которое можно увидеть на Крайнем Севере.
Воспитатель: Вот уже на горизонте земля. Это северный полюс.
Ура! Мы успешно доплыли до назначенного места. Воспитатель имитирует, как будто ей холодно.
Воспитатель: Ребята, вы почувствовали как холодно на Северном полюсе?
А у меня есть необычные приспособления, которые помогут нам согреться
Физкультминутка. Суджок-терапия с массажёром «ёжик»
Посмотрите на ладошку-будто айсберг- островок. Побежим по ней мы быстро, как от солнца ручеёк. Водят массажёром по среднему и безымянному пальчикам.
Чтобы ручкам силу дать, нужно крепче их сжимать. Сжимают массажёр одной рукой
Чтобы очень гибким стать, нужно пальцам поплясать. Плясовые движения пальцами (кроме большого) по массажёру.
Мы немного побренчим, по ладошкам постучим Стучат массажёром по всей ладошке.
Себя мы успокоим сами. Посидим с закрытыми глазами. Ладошки наши отдохнут, из страны холода уйдут. Гладят ладошку и на этом заканчивают.
Упражнения выполняются поочерёдно на обеих руках.
После физкультминутки дети садятся на стулья
Воспитатель: Ребята, у всех у вас есть папа и мама. И у животных тоже есть папа и мама. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Назови семью» (воспитатель показывает картинки)
Воспитатель: Перед вами семья медведей. Здесь папа-медведь, мама- медведица, детёныш- медвежонок. (морж, волк, олень, тюлень)
Воспитатель: Молодцы,ребята, вы правильно называли животных.
А вы можете их показать?
Ответы детей.
Воспитатель: А, давайте попробуем сделать это вместе.
Воспитатель проводит стретчинг (имитация движений животных)
Упражнение «Олень»
И. п- стоя, голова слегка запрокинута назад, спина прямая, руки скрещены над головой
(имитация рогов).
Дети идут по кругу с высоким подниманием колен, носок ноги оттянут. С ходьбы дети переходят на бег.
Упражнение «Волк»
И. п. -сидя на пятках. Руки в упоре сзади, параллельно бокам. Пальцы обращены в противоположную от тела сторону.
Выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться, задержаться в такой позе несколько секунд, сделать злое лицо.
Упражнение «Медведь»
И. п. - стоя на коленях, спина выгнута. Пальцы рук смотрят внутрь (косолапость).Голова втянута-медленно поворачивается в стороны.
Дети медленно, неуклюже передвигаются вперёд.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень интересно показали животных. А сейчас займите свои места. Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, вам было интересно побывать на Крайнем Севере?
Ответы детей.
Воспитатель: О каких природных явлениях Севера вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, сегодня вы узнали про огромных, ледяных великанов, которые называются?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются огромные пещеры, заполненные водой?
Ответы детей
Воспитатель: Они называются – фьорды. Это новое слово для вас, давайте его повторим.
Дети: Фьорды.
Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение
Распахнуло небо звёзды,
Сообщая всем заранее:
Будет холодно, морозно
И зажгло на нём сияние
Все цвета видны прекрасно:
Ярко-синий, дальше красный,
Вдруг мгновенный переход,
Цвет дворцовых позолот.
-Что всё это означает?
-Это знак небес, подсказка
Наша Северная сказка.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком природном явлении говорится в этом стихотворении?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, ребята, это Северное сияние. Давайте мы свами изобразим Северное сияние с помощью цветного песка.
Итог занятия:
Воспитатель: Где проходило наше путешествие?
Ответы детей: Какой камень помог нам в спасении животных?
Ответы детей: С какими чудесами Севера вы встретились?
Ответы детей.
Воспитатель: Я благодарю вас за успешное спасение животных Севера и хочу пожать вам руки в знак уважения за вашу добросовестную работу.