Ольга Якимова
Конспект организованной образовательной совместной деятельности по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познавательное развитие :
1. Закреплять и углублять представления о растительности леса, диких животных, птицах.
2. Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенами и
плодами.
3. Расширять и углублять знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют).
4. Иметь представление о Красной книге.
5. Дать понятие об этажности леса.
6. Объяснить детям значение слов «флора», «фауна».
Социоально- коммуникативное развитие :
1. Закрепить правила поведения в лесу.
Публикация «Конспект организованной образовательной совместной деятельности по познавательному развитию» размещена в разделах
2. Закрепить правила сбора грибов.
3. Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
4. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям.
Художественно- эстетическое развитие :
1. Читать стихотворение выразительно.
2. Развивать воображение, выразительность пантомимики.
Физическое развитие :
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Речевое развитие :
1. Учить детей описывать лес, рассказывать о своих ощущениях, когда они гуляют в лесу.
2. Обогатить словарный запас детей названиями грибов, деревьев. Новые слова: подлесок, флора, фауна.
Методические приемы:
2. Вводная
• Сюрпризный момент
2. Основная часть:
• Описание детьми леса
• Записка от Лесовичка
• Повторить правила поведения в лесу
• Беседа о грибах (съедобных и ядовитых)
• Физкультминутка
• Беседа о птицах (перелетных и зимующих)
• Дидактическая игра «Детки и ветки»
• Беседа об этажности леса.
• Игра – этюд «Закончи предложение и покажи движение»
• Беседа о флоре и фауне, Красной книге.
•. Анализ занятия
• Значение леса в нашей жизни
• Чтение стихотворения о лесе
Материал к занятию:
• Мультимедийное оборудование
• Плакат леса
• Плакат «Птицы», «Грибы»
• Карточки: растения и дикие животные
• Карточки: листья и семена деревьев
• Карточки: деревья
Поющая птица Поющая птица
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Ребята, сегодня я получила письмо от хозяина леса – Лесовичка. (Слайд)
Лесовичок приглашает нас в гости к себе в лес. Здесь в конверте есть карточки, возьмите все по одной карточке. Как можно разделить карточки? (животные, растения). Значит у нас две команды. Назовите свои команды.
А прежде чем мы пойдем в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Дети повторяют, что нельзя делать в лесу:
-нельзя шуметь, бегать в лесу
-нельзя разорять муравейники
-не стоит близко подходить к гнездам птиц
-нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков. – в лесу надо ходить по тропинкам, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых
-нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой
- нельзя разжигать костер
Молодцы, ребята! Вы знаете правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости. (сайд леса).
Представьте, что мы идем по лесу.
Что мы делаем, когда гуляем по лесу? Конечно, смотрим по сторонам. Вот сквозь темную зелень елок видны светлые, стройные березки. Белка сидит на ели, лущит шишку (слайд – белка). Над поляной, как дозорные, кружат стрекозы (слайд – стрекоза). А из травы выглядывает шляпка гриба: скорей его в корзину. Но ты не только смотришь – а еще прислушиваешься к ветру, гудящему в стволах, к шелесту листвы, свисту птиц и негромкой песенке лесного ручья.
Как вы думаете? Чем пахнет лес (слайд – лес). Наверное, травой и смолистой хвоей, на пригорке – земляникой и цветами, в овражке – грибной сыростью.
А каков лес на вкус? Для меня он сладкий – от малины, земляники, черники. Немножко кисловатый – это брусника. И терпкий от молодых хвоинок. Нет – нет да и сорвешь их, и пожуешь.
А каков лес на ощупь? Он колючий, когда ты трогаешь его еловые ветки, жесткий, шершавый, когда на ходу хватаешься за стволы деревьев. Но он бывает мягким и нежным, когда идешь босиком по мху или молодой траве.
А здесь лежит записка от Лесовичка.
Лес – это большой, многоэтажный дом, в котором живет много-много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. Я хочу вам напомнить, кто на каком этаже живет в лесном доме. Лесовик.
Дети идут к плакату «Грибы». Мы с вами попали на грибную поляну. Давайте вспомним правила сбора грибов:
-не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать - их можно повредить грибницу
-собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу.
- не срывать старые и очень мелкие грибы.
Правила сбора грибов мы повторили. А сейчас нам предстоит разделить грибы на съедобные и ядовитые.
Команда «растение» рассказывают съедобных грибах, а команда «животные» о ядовитых грибах.
Дети из команды «растение» рассказывают о съедобных грибах.
Почему белый гриб – боровик называют белым?- Потому что он не боится ни сушки, ни варки, ни жарки, а так и остается белым. Темнеют все грибы, кроме белого, поэтому его еще называют гриб – полковник.
Почему этот гриб называют подосиновик? Потому что чаще всего растет под осиной.
Как различить подберезовик от подосиновика? По цвету шляпки. На изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым.
Почему грибы лисички так называют? Потому что они рыжего цвета, как шерсть у лисы.
Как называются все эти грибы? Это съедобные грибы.
А сейчас команда «животные» расскажет о ядовитых грибах.
Почему этот гриб назвали мухомором? Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде.
А может он все- таки не так плох, может кому-то он полезен? Лоси им лечатся, проглатывая его целиком.
Какие еще ядовитые грибы вы знаете? Бледная поганка, мухомор пантерный, белый мухомор, ложные опята)
Вы справились с заданием.
Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Сейчас я вас научу, как определить, какие грибы вы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы.
На какой этаж дома мы поселим грибы? (на первый этаж)
А что еще живет на первом этаже? (цветы- названия, ягоды – названия, звери – названия).
Физкультминутка (старик- Лесовик)
Жил под елкой старичок,
Старичок- Лесовичок.
Вместе с солнышком вставал (Потягивание)
Умываться начинал. («умывают» ладошками лицо)
Подметал потом он хатку (движения «подметания»)
Застилал свою кроватку (застилают руками)
Утром выполнял разминку (наклоны, повороты туловища)
И уселся на тропинку. (садятся на стульчики)
Поет птица. А сейчас вопросы о птицах.
Первой отвечает команда «животное».
Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? Этих птиц называют перелетными.
А почему они улетают? Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, прячутся в кору деревьев. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает. Каких перелетных птиц вы знаете?
А сейчас вопросы команде «растение».
Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Чем питаются зимующие птицы?
Каких зимующих птиц вы знаете?
На каком этаже живут птицы? (на втором, на третьем)
Ребята, что вы знаете о деревьях? Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, является жильем и убежищем для зверей и птиц. Люди --гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом.
Дидактическая игра «Детки и ветки» (детки – семена, ветки – листья)
Кусты и маленькие деревца называются подлесок.
Чем отличаются куст от дерева?
Третий этаж- это кусты, маленькие деревца.
Четвертый этаж – кроны деревьев: клены, березы, осины.
Кто живет на кронах деревьев? На них живут белка, дятел, сова.
Пятый этаж- это верхушки деревьев.
В каждом лесном доме есть «подвал», где прячутся корни зеленых обитателей леса и живут подземные жители.
Назовите подземных жителей (крот, черви).
Живу в лесу дикие звери, давайте поиграем в игру «Закончи предложение и покажи движение».
-хитрая, как (лиса, рысь, пантера)
-быстрый, как. .(заяц, олень, леопард)
-голодный,как (волк, шакал)
-неуклюжий, как (медведь, бегемот) (садятся)
Я поняла, почему Лесовик разделил нас на две команды. (слайды – флоры и фауны). Ведь растения, грибы – это флора. Флора в переводе с римского – это богиня цветов и растений. А животный мир –это фауна. Фауна – это богиня, покровительница животных.
Давайте, ребята, повторим – флора- это мир растений, грибов.
Фауна – это мир животных.
На экране появляется «Красная книга». Что такое «Красная книга?»
В этой книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.
Я думаю, Лесовик рад, что мы все знаем о лесе. Он прислал нам посылочку. А в посылке «Красная книга». Лесовик хочет, чтобы мы прочитали эту книгу. Спасибо, Лесовичок.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Об этажности леса:
1этаж – грибы, ягоды, цветы, звери.
2, 3 этаж – кусты, небольшие деревца, птицы.
4 этаж – кроны деревьев: белка, сова, дятел.
5 этаж – верхушки деревьев.
Есть и подвал.
Мы с вами узнали значение двух новых слов: флора и фауна.
Почему говорят: «Лес – наше богатство!»
Лес дает нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.
Лес – украшение планеты.
Лес родной дом для растений и животных.
Как люди еще используют лес? Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.
Лес – это не только чистый воздух, сырье, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.
Берегите русский лес,
Он – источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клены, ели,
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить в мир и покой!
Литература: Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ»Учитель», 2002.
Дик. Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М. ; ООО «ТИД Русское слово»-РС, 2006.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. М. ; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Обухова Л. А, Л. Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. ; Вако, 2005.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М. - Синтез,2011.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. С детьми 4-7 лет. М- МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015