татьяна сироткина
Конспект опытно–экспериментальной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 153
(МБДОУ Детский сад №153)
Конспект опытно – экспериментальной деятельности (образовательная область «Познавательное развитие») с детьми подготовительной группы.
Выполнила:
воспитатель
Сироткина Т. А.,
Нижний Новгород.
2015г
Интеграция образовательных областей :
Публикация «Конспект опытно–экспериментальной деятельности в образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие.»
Виды детской деятельности : Познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель:
Способствовать познавательно–исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование, умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки, умение анализировать свои действия, действия своих товарищей.
Материал
Демонстрационный: резиновая игрушка, свистулька, профессор Шар Шарыч, карточки с именами признаков (ТРИЗ –технологии).
Раздаточный: пластиковые стаканчики с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, мыльные пузыри, корочки апельсина, листы бумаги формата А-4.
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, игры с ветром, беседы о роли воздуха в жизни человека, растений и животных, работа с энциклопедиями.
Методы и приемы:
Организационный момент
Словесные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, алгоритмы для составления модели этапов деятельности, опыты и эксперименты.
Иновационные методы: использование Триз – технологий.
Литература:
1. Равиза Ф. В. «Простые опыты» М. 1997
2. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения» Управление ДОУ № 4 2004
3. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» Дошкольное воспитание № 1 2005
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург
Ход
1. Организационный момент:
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел известный исследователь профессор Шар Шарыч. Он хотел предложить вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы хотите?
-Ответы детей.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Правильно – это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Для того что бы узнать, что мы сегодня будем исследовать, нужно отгадать загадку, которую приготовил профессор Шар Шарыч. Вы готовы?
-Ответы детей.
Шар Шарыч загадывает загадку:
-Он нам нужен чтоб дышать,
-Чтобы шарик надувать.
-С нами рядом каждый час,
-Ответы детей.
Воспитатель: Правильно воздух. Для того чтобы исследовать свойства воздуха, я предлагаю вам пройти в лабораторию.
2. Опытно – экспериментальная деятельность.
Шар Шарыч помогает детям добраться в лабораторию.
Воспитатель: Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
-Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения взрослого.
-Правило№2. Соблюдать тишину и не мешать работать другим.
-Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
-Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери за собой.
-Правило№5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
-Правило№6. В лаборатории работают только в спецодежде (фартук, косынка).
Дети надевают фартуки и косынки, проходят за столы
На мольберт выставляются карточки с именами признаков «Звук», «Запах», «Цвет», «Я чувствую».
Опыт : «Есть ли воздух внутри нас?»
Шар Шарыч: Дети посмотрите, что я принес вам в подарок. (Достает воздушные шарики).Как вы думаете, почему эти шарики называются воздушными?
-Ответы детей. (Потому что в шариках есть воздух).
Шар Шарыч: А откуда в шариках появляется воздух?
-Ответы детей. (Он там появился, когда шарик надули).
Воспитатель: Значит в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Перед каждым из вас на столах стоят стаканчики с водой и лежат трубочки. Давайте опустим трубочку в стакан с водой и подуем в нее. Посмотрим, что произойдет. (Выходят пузырики).
Воспитатель: Откуда они там взялись?
-Ответы детей.
Вывод: Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но что бы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и опять получаются пузырьки.
Опыт : «Имеет ли воздух цвет»
Воспитатель: Скажите, а можем ли мы увидеть воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, воздух прозрачный. Сейчас мы постараемся увидеть воздух. Возьмем полиэтиленовый пакет, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он пнхож?
-Ответы детей.
Воспитатель: Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
-Ответы детей.
Вывод: Воздух прозрачный, а что бы его увидеть, его нужно поймать
Опыт : «Можно ли почувствовать воздух.»
Воспитатель: Можно ли почувствовать воздух? Для того что бы ответить на этот вопрос, нам нужно сделать веера. Возьмем лист бумаги и сложим его гармошкой. Вот так. А теперь помашем веером на себя. Что мы почувствуем?
-Ответы детей.
Воспитатель: Правильно мы чувствуем ветерок. А еще можно подуть себе на руки. Опять дует ветерок.
Вывод: Воздух можно почувствовать.
Воспитатель: Мы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка.
-Дует ветер с высоты,
-Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
-Вправо – влево, влево - вправо
-Клонятся кусты и травы (руки на пояс, наклоны)
-А теперь давайте вместе
-Все попрыгаем на месте (прыжки)
-Выше! Веселей! Вот так!
-Переходим все на шаг (ходьба)
-Вот закончилась игра,
-В группу нам уже пора.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в лабораторию. Ребята хотите еще больше узнать о свойствах воздуха?
-Ответы детей.
Воспитатель: Тогда предлагаю вам присесть за столы.
Дети садятся.
Опыт : «Можно ли услышать воздух.»
Воспитатель: Как вы думаете можем ли мы услышать воздух?
-Ответы детей.
Воспитатель: На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Давайте повторим (словарная работа).
Дети повторяют.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть свистулька. Через нее можно пустить быструю струю воздуха. (Воспитатель дует в свистульку). Услышали мы воздух?
-Ответы детей.
Воспитатель: Также мы можем другим способом услышать воздух, воздух издаваемый из резиновой игрушки.
Вывод: Воздух можно услышать.
Опыт : «Имеет ли воздух запах.»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
-Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете?
-Ответы детей.
Воспитатель: Правильно пахнет апельсином. Как вы думаете, это пахнет воздух, или апельсиновая корка издает такой аромат?
-Ответы детей.
Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но по воздуху запах передается и мы его чувствуем.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята вам понравились опыты с воздухом? А кому, какой опыт понравился больше всего?
-Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы узнали много интересного о свойствах воздуха. Узнали, что воздух прозрачный и его можно увидеть поймав в пакетик, что воздух можно почувствовать при помощи веера, услышать благодаря свистку (колебание воздуха, что воздух не имеет запаха, но запах передается по воздуху и мы его чувствуем, что воздух находится вокруг нас и в нас.
Шар Шарыч: Ребята, в воздух можно еще и поиграть. Хотите поиграть?
-Ответы детей.
Воспитатель: Шар Шарыч принес нам баночки с мыльной пеной, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети благодарят Шар Шарыча. Звучит музыка, дети дуют мыльные пузыри.