Зинина Наташа
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать +Заказ
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области
«Изготовление народной куклы-оберега «Девкина забава»
Программное содержание:
-Продолжать знакомить детей с русскойнародной культурой:дать преставление о куклах-оберегах, познакомить с куклой девкина забава (подружка-плакушка)
Формировать умение создавать фигурки людей (куклы) из ткани, создавая выразительные образы
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
-Формирование умения завязывать узелок, складывать ткань прямоугольной, квадратной формы, подбирать цвета ткани при изготовлении игрушек. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы, развивать фантазию, воображение.
-Воспитывать интерес к народной культуре, в работе с материалом -аккуратность, самостоятельность.
Учить оценивать игрушки, сделанные ребенком и сверстниками, уважительно и доброжелательно относиться к работам сверстников
Предшествующая работа:
Рассматривание альбомов по русской народной культуре, иллюстраций; чтение книг; просмотр презентаций; беседы о культурном наследии русского народа
Материалы и оборудование:
1. Презентация «Куклы-обереги»
2. Готовый образец куклы-Девкина забава
3. Сундук
4. Комплект тканей
5. Нитки
6. Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа
7. Ножницы
Словарная работа: кукла-оберег, Девкина забава, культурное наследие, традиции, подружка-плакушка
Индивидуальная работа:
С Машей А. закреплять умение завязывать узел, с Егором складывать правильно ткань вдвое, вчетверо.
Ход занятия:
Дети заходят в группу. На пороге стоит волшебный сундук. Воспитатель предлагает детям подумать, что может лежат в сундуке
Ответы детей
Воспитатель загадывает загадку про куклу.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (Кукла)
Ответы детей
Воспитатель:Эта кукла не простая. Ее зовут Девкина забава. Давайте, познакомимся с ней! Достает куклу из сундука, рассматривает ее детьми. Воспитатель объясняет детям, что это кукла не проста, это кукла –оберег или игровая кукла. Кукла предлагает посмотреть фильм про нее и про ее подружек.
Воспитатель демонстрирует презентацию «Куклы-обереги».Дети сидят перед экраном. Демонстрация слайдов сопровождается рассказом воспитателя.
Рассказ воспитателя:
Наиболее распространенной игрушкой в древности была тряпичная кукла. Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Девкина забава (Подружка-плакушка)могла быть подружкой и утешительницей в тяжкое время. В разговоре с куклойдевочкабеседовала сама с собой, играла. Кукла обычно пряталасьна печкеили в сундучке. Хозяйкамогла дарить ей ленты и бусины, создаватьукрашения.
Воспитатель проводит зрительную гимнастику
"Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Далее воспитатель предлагает сделать подружекдля детей -куколДевкина забава. Дети садятся за столы. Воспитатель пред детьми организует поэтапный показ с объяснением.
Воспитатель:
1 этап. Ребята, перед вами лоскут необходимые для изготовления нашей куклы. Берем белый лоскут, в центр которого помещаем кусок ваты, соединяем края лоскута и формируем головку нашей куклы и фиксируем ниткой.
2 этап. Следующий шаг, берем лоскут прямоугольной формы на правую сторону, помещаем головкой внутрь, и начинаем, оборачивать нашу головку немножко собирая, лоскут и также перевязываем ниткой. А теперь переворачиваем нашу куколку.
3 этап. Затем, откладываем нашу куклу и переходим к изготовлению рук. Для этого сворачиваем лоскут прямоугольной формы срезами внутрь, для того чтобы не торчали нитки. Сгибаем его напополам, и с каждого края перевязываем ниточкой. Это будут кисти нашей куклы.
4 этап. Вот наша кукла почти готова, осталась добавить ей фартук и косынку. И так приступаем к фартуку, берем беленький лоскут и фиксируем его на теле кукол, зафиксировали и переворачиваем, фартук готов.
5 этап. И последний элемент нашей куклы, косынка. Фиксируем ее на головке. С помощью ножниц отрезаем лишние нитки. И наша кукла Девкина забава готова.
Во время детской деятельности звучит музыка, воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми.
После изготовления куклы воспитатель предлагает рассмотреть готовые куклы, оценить работу свою и товарищей. Далее воспитатель организует обыгрывание кукол.