Татьяна Криволапова
Конспект совместной образовательной деятельности Область: познавательное развитие Тема: «Подснежники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности
Область : познавательное развитие
Тема : «Подснежники» в рамках реализации проекта «Пробуждение природы»
Используемая технология: метод проектов
Возрастная группа: дети старшей группы 5-6 лет
Цель: Способствовать формированию представлений детей о сезонных особенностях природы весной.
Задачи:
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности Область: познавательное развитие Тема: „Подснежники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежники. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Уточнять и обобщать представления детей о характерных признаках весны;
Способствовать умению самостоятельно находить признаки весны, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе;
Обогащать и активизировать словарь детей по теме весна: капель, проталины, подснежники;
Воспитывать интерес к природе, умение любоваться ее красотой.
ОО в интеграции:
Художественно-эстетическое развитие
Задачи: закреплять умение создавать коллективную композицию из частей, используя технику конструирования из бумаги «оригами» известным способом;
Социально-коммуникативное развитие
Задачи: способствовать формированию готовности чувствовать в совместной деятельности.
Речевое развитие
Задачи: способствовать развитию фразовой речи у детей;
Предпосылки универсальных учебных действий:
Ребенок устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности, грамотно оформляет свою мысль в грамматически несложных выражениях.
Оборудование: проектор, презентация с фотографиями: весенний лес, проталины, подснежники, видеофильм «Подснежники», ватман, бумажный квадрат 20х20, желтая гофрированная бумага, клей, украшенная небольшая ваза, капельки из ваты.
Оборудование для детей: на каждого ребенка - бумажные квадраты 7х7 разных цветов, желтая гофрированная бумага, клей, салфетка, клеенка.
Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе, беседа «Приметы весны», подготовка и презентация детско-родительских сообщений на тему: «Как пробуждается природа?», просмотр мультфильма «Времена года» (из серии «Уроки Тетушки Совы»)
Ход занятия:
I. Организационный этап (длительность 5 минуты)
Цель: Привлечь внимание детей к предстоящей деятельности. Способствовать положительному эмоциональному настрою.
Вношу в группу украшенную вазу, привлекаю внимание детей:
- Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила!
Дети собираются в круг на ковре.
- Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, то заметила много весенних примет. А вы обратили внимание, какие приметы встретились вам на пути?
Ответ детей.
- Да, Весна дарит нам много чудес и удивляет нас своими приметами. Сейчас мы поиграем в игру «Назови приметы» и проверим, много ли примет весны вы знаете.
Дидактическая игра «Назови приметы весны»
Цель: Закрепить знания детей о признаках весны
- Если мы сможем заполнить этот кувшин весенней капелью, называя приметы весны, то вас ждет небольшой сюрприз. Хотите знать, какой? (ответы детей)
- Тогда давайте постараемся назвать как можно больше признаков весны и заполнить кувшин весенней капелью. На каждую капельку (показываю каплю) нужно назвать один признак весны и бросить ее в кувшин. Напоминаю, что мы внимательно слушаем ответы друг друга, чтобы не повторяться, стараемся говорить четко, чтобы все вас поняли.
Дети называют приметы весны и бросают в вазу по одной капельке: тает снег, солнце светит ярче, звенит капель, птицы прилетают из теплых стран, текут ручьи, появляются первые цветы, появились проталины, животные пробуждаются от спячки, дни становятся длиннее ( При затруднении детей задаю наводящие вопросы: Что происходит со снегом? Каким он стал? Как светит солнце? Что происходит в жизни птиц, животных? Какими стали дни? и т. д.)
- Молодцы, ребята! Заполнили вазу весенней капелью. (Включаю слайдовую презентацию, появляется картинка).
- Вот и мой сюрприз для вас. Мы отправляемся на видео-экскурсию в «Весенний лес»
Дети проходят к проектору. Располагаются на стульях.
II. Основная часть (длительность 17 мин)
Цель: способствовать формированию представлений детей об особенностях весенней природы, о первых весенних цветах - подснежниках
- Ребята, что вы видите на экране?
Дети: Весенний лес.
- Да. Мы попали в весенний лес. Обратите внимание, что кое-где еще лежит снег, а в некоторых местах уже растаял? На этот вопрос мы с вами искали ответ.
- Даша со своей мамой провели для нас исследование «Почему снег тает неравномерно?», которым она хочет с вами поделиться.
- Даша, расскажи ребятам, как вы с мамой проводили исследование.
Сообщение ребенка (длительность 3 мин)
Цель: презентация ребенком результатов совместного с родителями исследования на тему: «Почему снег тает неравномерно?»
- Замечательно! Вы с мамой молодцы. И сами узнали и нам рассказали.
- Ребята, как называются место, где снег уже растаял?
Дети: проталины
- Правильно! Проталина - место, где снег растаял и открыл землю. Именно в этих местах появляются первые цветы.
Хорошо гулять в лесу!
Тихо…Утро раннее.
Чудо-песенка звенит
На лесной проталине,
Чей-то нежный голосок
Еле-еле слышен.
Кто, расправив лепестки,
Из-под снега вышел?
О каком цветке говорится в загадке, как он называется?
Дети: Подснежник.
Включаю презентацию «Подснежники».
- Подснежники. Их существует много разных видов. Но у нас в Сибири растет именно такие (показываю на слайде) : белого, фиолетового и желтого цвета. В народе его называют «сон-трава». Интересно, откуда такое название? Ребята, если вас тоже заинтересовал этот вопрос, предлагаю обратиться за помощью к родителям, а потом рассказать нам. Это необычайно нежное растение. Они похожи на пушистого птенчика, с пушистой ножкой и желтым брюшком.
- Попробуем разобраться, почему подснежник получил такое имя. Вслушайтесь - «под - снежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»?
Предположения детей.
- Вы правы, как только, осядут снега, появятся проталины, на лесных полянах расцветают подснежники. Они не боятся морозов и начинают расти еще под снегом, потому что у них рано просыпаются корни. Их ростки очень сильные и пробиваются даже через снеговую корку. Поэтому их и назвали «Подснежниками».
Этот цветок – настоящий маленький герой большого леса. Пока все остальные цветы дожидаются теплых деньков, подснежник смело пробивается сквозь снег навстречу свету. Его лепестки в прохладную погоду словно издают хрустальный звон.
- Посмотрите, как это происходит.
Просмотр фильма «Подснежники» (видеофильм о процессе появления подснежника от проталины до распустившегося цветка, длительность 1,5 минуты).
- Вот такие чудесные цветы нам дарит волшебница весна. Наша экскурсия подошла к концу.
- Знаете, а ведь вы тоже можете совершить волшебство, а помогут вам ваши золотые руки. Хотите совершить волшебство?
Дети соглашаются. Разворачиваю ватман. На ватмане нарисована заснеженная полянка с проталинами и первой травой. Приклеен образец подснежника в технике оригами.
- Ребята, на этой весенней поляне всего один подснежник. Как нам украсить весеннюю поляну подснежники?
Ответ детей.
- Тогда, чтобы у нас все получилось, нам необходимо отдохнуть и набраться сил.
Физминутка «Подснежник»
Здесь в лесу растут цветы,
небывалой красоты (поднимают руки в сторону)
К солнцу тянутся цветы,
с ними потянись и ты (руки подняли вверх, потянулись)
Ветер дует иногда,
только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
опускают лепесточки (наклоны в сторону)
А потом опять встают и по прежнему цветут (покружились).
Молодцы, какие, а теперь проходите за столы, садитесь.
Показ и объяснение:
- Подснежники мы будем делать из квадратов в технике оригами. Мы с вами уже делали подобные цветы.
Показываю на квадрате большого размера.
- Напомню. Сгибаем квадрат по диагонали (дружим уголки, хорошо проглаживаем линию сгиба, получается треугольник. Треугольник сгибаем пополам, намечаем линию сгиба. Разгибаем. Загибаем края треугольника к линии сгиба, к середине треугольника. Следите за тем, чтобы углы вверху подружить. Получился закрытый бутон. Нужно его раскрыть. Как это сделать?
Дети: Отогнуть лепестки.
- Отгибаем края лепестков в стороны, чтобы они слегка выступали. Сначала с одной стороны, затем с другой. Получился подснежник. Чего не хватает?
Дети: Желтой серединки.
Делаем серединку из гофрированной бумаги. Скатываем бумагу в шарик и приклеевае между лепестками.
Остается его только приклеить, посадить на поляне.
- Проходите за столы.
Дети присаживаются за столы.
Самостоятельная деятельность детей. При затруднении оказываю помощь. Размещаю ватман (подготовленная поляна) на магнитную доску.
Во время работы веду беседу:
- О каких цветах мы сегодня узнали?
Дети: О подснежниках.
- Почему они так называют?
Дети: Потому, что растут под снегом.
- На кого похожи подснежники?
Дети: На птенчиков.
- Почему?
Дети: Потому, что они пушистые, как птенчики и с желтым брюшком.
- Какого цвета можно встретить подснежники?
Дети: желтые, белые, фиолетовые.
- Ребята, кто уже закончил работу, рассаживайте свои цветы на поляне (помогаю детям разместить и приклеить на заготовленном ватмане; предлагаю детям, которые быстро справились, помочь другим ребятам).
III. Заключительная часть (длительность 3 мин)
Цель: Подведение итогов, обобщение полученного опыта.
Приглашаю всех ребят к магнитной доске, где размещен ватман с работами детей. Собираемся полукругом.
- Ребята, вы были настоящими волшебниками, поэтому сумели украсить весеннюю поляну подснежниками. Молодцы!
- Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, вспомнили признаки весны, совершили экскурсию в весенний лес и посмотрели пробуждение природы.
Весна только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку, прилёту птиц, журчанию ручейков, первым подснежникам. К вам просьба, если вы будете в лесу со своими родителями и встретите подснежники, вы обязательно попросите родителей сфотографировать их, чтобы показать нам. Но не рвите их:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.