Людмила Борзенкова
НОД «Меловые горы Воронежской области» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с меловыми пещерами Воронежской области.
Задачи :
1. Продолжать работу по развитию у детей географических представлений через знакомство с природными богатствами недр Земли.
2. Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др., применение его в жизни и деятельности людей.
3. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов.
Публикация «НОД „Меловые горы Воронежской области“ в рамках образовательной области „Познавательное развитие“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.
5. Воспитывать чувство гордости за родной край.
Предварительная работа.
1. Рассматривание коллекций полезных ископаемых и минералов: поваренная соль, гранит, известняк, боксит, глина, нефть и др. Чтение и рассматривание детской и энциклопедической литературы. Беседы с детьми о правилах безопасности при произведении опытов.
Оборудование:
Диапроектор, мел – порошок, цветной куском, уксус, вода холодная и горячая, шпатели, толкушки, мерные ложки, контейнеры, емкости, алгоритм правил безопасности проведения опытов (соль и мел).
Ход НОД
Воспитатель:
Велика Россия, но для каждого из нас она начинается с родного края.
Ребята, а как называется наш родной край?
Дети: Город Павловск Воронежской области
Воспитатель: Правильно, милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие родные сердцу люди, твои друзья и товарищи. Этот край – частицу нашей Родины – все мы любим, этим краем мы гордимся.
Воспитатель : Природа нашей области очень живописна. Бескрайние поля, голубые реки и озера, леса и пролески, Меловые горы.
Меловые горы – удивительные природные памятники. Почему их называют меловые. это одно из самых захватывающих зрелищ. Издали они напоминают облака, которые спустились на землю отдохнуть, или огромные снежные глыбы, лежащие посреди зеленой растительности.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на карту нашей области, как наша область богата полезными ископаемым, а в такой местности удивительный воздух.. Чистый. Мел впитывает загрязнения. Люди строили дома из выпеленных цельных кусков мела. Летом в доме было прохладно, а зимой тепло. Недаром в горах Воронежской области столько пещер, многие из которых считаются святыми.
Дети, а как же появились меловые горы?
Дети: Миллионы лет назад на этом месте простирался древний океан. Мел, по которому мы ходим – не что иное, как дно древнего океана. Известно, что оно никогда не бывало безжизненным. На нем росли различные водоросли, морские лилии, жили моллюски, ракообразные, морские звезды, ежи. Со временем остатки отмерших организмов (панцири, раковины, твердые оболочки, скелеты) оседали на дно и погребались в осадках целыми слоями. Они примешивались к неорганическому материалу и образовывали отложения своеобразного ила.
С годами ил пополнялся новыми отложениями, которые уплотнялись благодаря давлению верхних слоев на нижние, увеличивались в объеме, крепли. В конце концов, они цементировались разными соединениями, содержащимися в растворе, проникающем вглубь отложений. Вершины окрестных холмов на протяжении тысячелетий омывались дождями и «полировались» степными ветрами, мягкие породы осыпались, показывая более твердые образования – меловые столбы. Так, с точки зрения геологов, возникли меловые отложения.
Воспитатель: Ребята, мы уже много знаем с вами о меле, а сегодня давайте расскажем, для чего нужен мел, и где он применяется?
Дети: Мы знаем, что мелом пишут в школе, рисуют на асфальте.
В промышленности мел используют для производства извести, цемента, соды, стекла, школьных мелков. Применяют как наполнитель для резины, пластмасс, бумаги, лакокрасочных материалов. В сельском хозяйстве для удобрения почв и подкормки животных, в парфюмерии - для приготовления зубных паст и порошков. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для грунтовки, побелки, покраски стен домов, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
Воспитатель: Наш край тоже богат запасами мела, и в нашем крае есть меловые пещеры.
Воспитатель: А какие свойства мела вы знаете?
Дети: Мел белый; твёрдый, но он мягче камня; когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. Мел оставляет след, и он пачкается, растворяется в воде, внутри мела есть воздух. Мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ.
Воспитатель:
Ребята, давайте расскажем, какие опыты мы с вами проводили, чтобы узнать свойства мела.
С водой (камень и мел).
Когда опустили камень в воду, то с водой ничего не произошло, она осталась прозрачной. И камень остался такой же.
А когда опустили мел в воду, то заметили, что вода была чистая и прозрачная, а стала мутная, потому что в ней растворяется мел. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов. Когда мы опустили кусочек мела в стакан с водой, то мы увидели пузырьки, потому, что внутри мела есть воздух.
Под лупой.
Мы рассматривали мел под лупой, и увидели маленькие дырочки, травинки.
А теперь проведем опыт с уксусом и кусочком мела.
Мы взяли полстакана уксуса, и кусочек мела, бросили в стакан кусочек мела. Когда мы проводили этот опыт, мы заметили, что уксус в стакане начал бурлить. Это от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливались мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распался. С помощью этого опыта мы узнала, что мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но очень медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях.
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Воспитатель:
Дети, пройдите за рабочие места, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его, потрогайте. Какой он?
Дети: Мел белый; твёрдый, но он мягче камня; когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий.
Воспитатель: А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел?
Дети: Мел оставляет след, и он пачкается.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы уже очень много знаете о меле.
Велико значение мела в жизни людей, но особенно удивляют необычные архитектурные объекты которые человек сформировал благодаря богатству меловых отложений на протяжении многих веков, это исторически значимые памятники архитектуры, храмы и монастыри. Наиболее яркие из них находятся на территории нашей родины - на Белогорье. Наши пещеры считаются самыми крупными в России. Про эти пещеры есть много легенд. Вот одна из них. Под Доном из одной из пещер шел ход. Люди спускались по ступеням вниз. С каждым шагом становилось все холоднее и холоднее. А из потолка капал вода. Кто-то самый смелый заходил в этот вход и доходил до стеклянной витрины, которая напоминала окошко в избе. Через это окно было видно, как проплывают мимо рыбы. Говорят, что во время Великой Отечественной Войны наши бойцы по этому ходу переходили на другой берег Дона или прятались там от фашистов. Старые люди рассказывали, что одна женщина зашла в эти пещеры и пропала. Три месяца ее не было. Сколько ее не искали – не нашли. А спустя три месяца она, вся седая и старая, вышла далеко-далеко от наших мест. И сколько ее не спрашивали, что она видела, женщина ничего не сказала. В этих горах есть монастырь Костомаровский, это женский монастырь, где живут монахини, которые не общаются ни с кем и никогда не выходят оттуда. В монастыре есть высеченный в меловой толще длинный узкий коридор с множеством икон и свечей на стенах. Потолок коридора постепенно снижается по мере приближения к келие (комната, где живут монахини).
Мы узнали, что мел играет большую роль в жизни людей, и мы гордимся, что живем в Белгородском крае, который богат месторождениями этого ценного минерала.
А сколько исторических, культурных и архитектурных переплетений связано с наличием именно минерала мела, который в обыденности кажется настолько банальным, что этого даже не замечаешь в повседневности.
Воспитатель: А сколько загадок, стихотворений о меле мы узнали! Я предлагаю сделать книжку- малышку. Но не только в стихотворениях и загадках нам встретился мел.
(Изготовление книжки – малышки)
Так как мел занимает одну из ведущих позиций по промышленному освоению на территории Воронежской области, при этом неся историческую, культурную и архитектурную ценность, то его по достоинству можно назвать «белым золотом» нашего края.