Ольга Чертова
Конспект организованной образовательной деятельности по наблюдению за воздухом в старшей группе «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
ЗАДАЧИ:
Образовательные : дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по наблюдению за воздухом в старшей группе „Невидимка воздух“» размещена в разделах
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятий о защите его от загрязнений;
формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь;
Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать и анализировать, мыслительную деятельность;
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру и желание расширять свой кругозор.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, упругий.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые мешки, магнитофон с записью ветра, салфетки, насос, круглый шарик, лебедь из воздушного шарика, губки для мытья посуды, прозрачная ёмкость с водой, баночки с водой, стаканчики, рисунок «Кому нужен воздух?».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ : технология музыкального воздействия, исследовательская технология, физкультурная минутка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : чтение книг, разучивание стихотворений по данной теме.
ХОД:
Воспитатель загадывает загадку:
Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.
Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! (воздух)
Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.
- Ребята, а вы видите воздух?
Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
- Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?
Первое его свойство – прозрачность.
Воздух нельзя увидеть, зато мы его можем ощутить.
Опыт: помашем ладошкой в лицо.
- Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.
Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.
Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему он стал упругим?
Следовательно, воздух упругий.
- А какого цвета воздух? (бесцветный).
- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
- Когда его можно услышать? (дует ветер).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).
Ветер – движение воздуха.
Воздух способен двигать предметы.
Опыт: салфетка на столе, подуем на неё.
- Ребята, а есть ли воздух внутри нас?
Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.
Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.
Физминутка:
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе,
Одеваться по погоде.
Будем с воздухом дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
А кому ещё нужен воздух? Детям демонстрируется рисунок «Кому нужен воздух?».
- Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары).
Воздухом можно наполнить шарик.
Опыт с воздушным шаром.
- Какую форму имеет шарик? Круглую.
- А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.
Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.
А сейчас давайте попробуем наполнить шарики воздухом при помощи насоса. (Воспитатель надувает шар для моделирования игрушек.)
Ребята, вы знаете, что из таких шариков можно делать различные модели игрушек.
(Надуваем и делаем лебедей).
Я сегодня для вас приготовила подарок сюрприз.
Лебедь – красивая редкая птица. Лебеди живут и в наших краях. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.
Лебеди очень любят воду. Сейчас мы наших лебедей опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать.
- А почему лебеди не тонут?
Воздух держит их на поверхности воды.
Опыт. Возьмите в руки сухие губки и сожмите их в руке. Что при этом происходит?
В отверстиях губки находится воздух. Медленно опускайте губку в прозрачную ёмкость, понаблюдайте, как поднимаются пузырьки воздуха. Их место заняла вода. Губка стала мокрая и тяжёлая.
Вывод: В губке есть воздух, его можно увидеть, когда он вытесняется водой.
А теперь я предлагаю вам провести другие опыты.
Воспитатель берет в руки стакан. Ребята как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы).
В стакане ничего нет? Сейчас проверим.
У вас на столах баночки с водой и стаканчики. Повторяйте за мной.
Опыт. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обращать внимание, что стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Дети высказывают свое мнение. Делают вывод, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт. Теперь воспитатель предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.
- Что появляется в воде? (Дети отвечают.)
Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода!
А теперь давайте подведем итог нашей беседы и опытов.
Воздух окружает нас со всех сторон, мы им дышим.
Воздух можно услышать.
Воздух прозрачный, мы его не видим.
Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
Ветер – это движение воздуха.
Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
Воздух может двигать предметы.
Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.
- Кому же нужен воздух? (демонстрируется рисунок).
Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, ни в коем случае нельзя его загрязнять.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-382513-1447534688.jpg[/IMG]