Надежда Журкина
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
План -конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельности в старшейгруппе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели: «Воздух».
Тема: «Воздух-невидимка»
Вид детской деятельности :коммуникативная
Интеграции с другими образовательными областями :
- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: («Познавательное развитие»);
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса : (Познавательное развитие»; «Социально - коммуникативное развитие»).
Задачи:
- вовлекать детей в общий разговор на темы из личного опыта, а также в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками(«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое»);
- обогащать и активизировать словарь прилагательными («Речевое развитие»);
- развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на план, рассказывать связано, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа(«Речевое развитие»);
- упражнять в произнесении фраз с разной силой голоса(«Речевое развитие»);
- продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира(«Познавательное развитие»);
- формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями(«Речевое развитие»).
Методы и приемы:
Словесные: игра с мячом «Где есть воздух»; загадки про ветер; беседа «Почему ветер называют невидимкой»; д/и «Что умеет делать ветер».
Практические: опыт с шариком, опыт с веером; таблица «Хорошие и плохие дела ветра».
Наглядные: картинки «Ветряная мельница», «Животные и растения», картинки «добрых» дел ветра и «разрушительных», работа с интерактивной доской.
Материалы, инструменты, оборудование: веера сделанные из бумаги, воздушные шары, маркеры, ватман, мяч, воздушные шары, доска интерактивная,проектор, ноутбук.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации
Двигательная Физ. минутка. «Ветер дует нам в лицо».
Игровая Дидактическая игра с мячом «Где есть воздух», «Что умеет делать ветер»;имитационная игра «Дерево».
Познавательно-исследовательская Эксперимент с шариками, с веером.
Коммуникативная Рассматривание картинок «Ветряная мельница», картинки «животных и растений», таблица «добрых дел ветра и разрушительных» (работа с интерактивной доской); Беседа:«Почему ветер называют невидимкой?». «Как человек использует ветер?», «Кому на земле нужен ветер?»
Чтение художественной литературы Сказка о природных стихиях из книги «Мир вокруг нас»; Сказка «Волна и ветер» Н. Концева
Продуктивная
Изготовление веера.
Логика образовательной деятельности.
Структурные части Деятельность воспитателя Деятельность
воспитанников Ожидаемые
результаты
1 2 3 4
Сюрпризный момент
«Клоун с шариком» Приходит клоун с шариком - один целый, другой лопнутый. Просит помочь детей разрешить спор: «Что находится в шарике?». Беседа про воздух : «Свойство воздуха», «Можно ли увидеть воздух?» Слушают, размышляют, помогают клоуну узнать, где может находиться воздух. Узнают новое - почему ветер называют невидимкой, и какое значение имеет атмосфера.
Экспериментальная деятельность.
Опыт №1 с воздушными шарами Воспитатель предлагает набрать ртом воздух и надуть шары, «запирая» воздух в воздушных шариках. Надувают воздушные шарики, играют, рассуждают, делают выводы (если шарик сильно надуть, что с ним будет? - может лопнуть) Дети понимают, что воздушный шар наполнен воздухом.
Опыт № 2 с веером Воспитатель предлагает из бумаги сделать веер.
(см. приложение 1). Играют, размышляют. Дети обмахиваются веером и приходят к выводу, что воздух движется. Уточняют и запоминают, что происходит с воздухом.
Игра с мячом «Что умеет делать ветер». Дети называют, где есть воздух, играют в игру: «Что умеет делать ветер». (называя глаголы –шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить,
закружить, развивать флаги, кружить снежинки, гнать волны, свистеть, поднимать пыль). Играют, думают, размышляют, отвечают на вопрос «Что умеет делать ветер». Расширяют словарный запас, улучшается настроение.
Составление таблицы «Хорошие и плохие дела ветра» Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, и разделиться детям на две команды. Одна команда детей заполняет таблицу «хороших» дел ветра, другие -«плохих» дел ветра
(см. приложение 2). Работают с интерактивной доской - показывают, рассматривают картинки, заполняют таблицу. Делают выводы, узнают, что парашютисты летают с помощью ветра.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель предлагает рассказать клоуну (рассказ из личного опыта) «Как я поймал ветерок». Составляет план
- когда это было?
- почему мы решили сделать вертушки? -как мы их делали?
- для чего их использовали?
- как мы с ними играли?
Воспитатель сообщает, что рассказы запишут позже, во второй половине дня, и нарисуют картинки, на которых можно увидеть воздух. Оформят книгу, где будут рисунки, рассказы и подарят клоуну.
Слушают, отвечая на вопросы, составляют рассказы. Узнают новое о том, кто в природе заставляет двигаться воздух.
Загадки о ветре. Непоседа невидимка
Над полями гонит дымку
Низко вьется над травой, носит запах луговой, нежным часто он бывает, но порой и с ног сбивает. Нынче там он, завтра – тут, как скажи, его зовут?
(Ветер). Слушают, отгадывают. Обогащают словарь, развивают память.
Имитационная игра «Дерево». Воспитатель при помощи «волшебной палочки» превращает детей в деревья, приглашая поиграть клоуна. Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги - это корни, их расставим шире. Тело наше - ствол могучий, он чуть-чуть качается и своей верхушкой острой в небо упирается. Пальцы веточками будут, листья закрывают их. Как придет за летом осень, разлетятся в миг.
Играют, показывают. Проявляют положительные эмоции.
Итог. О чем мы сегодня говорили?
Что делали?
Что нового узнали? Что хорошо получалось? В чем были затруднения?
О чем бы вы хотели еще узнать?
Предлагает: Хотите ли узнать, есть ли в космосе воздух?
- Сейчас мы свами отправимся в наш музей, почитаем энциклопедию про космос и сделаем опыт. Отвечают на вопросы, думают, рассуждают. Узнают новое, делают выводы, расширяют представление о свойствах ветра.
Список литературы:
1. Рыжова Н. А «Наш дом природа» М, 2010г
2. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011 г
3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» 20.08.2010 г
4. Сохин Ф. А. «Методика развития речи», 2009г
5. Менщикова Л. Н Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет Волгоград. Учитель 2009