Лидия Кобозева
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Кобозева Лидия Анатольевна воспитатель МКДОУ «Детский сад №16»
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Я проводила занятие на тему «Воздух-невидимка» - это занятие познавательно – исследовательское и перед собой я поставила следующие задачи:
обучающие:
Публикация «Самоанализ непосредственно образовательной деятельности „Воздух-невидимка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
расширять знания детей о неживой природе, воздухе, его свойствах;
обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств; сформировать представление детей о том, что дыхание человека имеет большое значение для него; формировать осознанное отношение к своему здоровью, желание заботиться о чистоте воздуха; формировать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
развивающие:
развивать познавательный интерес; развивать правильное дыхание;
укреплять глазные мышцы, предупреждать утомление, снять напряжение; воспитательные:
воспитывать аккуратность при работе.
В древнекитайской пословице говорилось «Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму»
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Как вы смогли убедиться на моем занятии, участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Именно поэтому я поставила перед собой задачу: оптимизировать условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка, посредством познавательно-исследовательской деятельности. С этой целью в нашем детском саду организован центр по экспериментированию. Ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.
Необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Любой ребенок, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.
Изучив современную педагогическую литературу, исследования выдающихся педагогов, требования Федеральных государственных образовательных стандартов и опираясь на свой собственный опыт работы, я пришла к выводу, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем. Надеюсь, что и Вас всех я смогла убедить в этом. Я считаю, что в процессе проведения занятия я достигла всех поставленных перед собою задач и получила результат, на который рассчитывала.