наталья михачик
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «познание»
Цель: развивать познавательную активность детей посредством включения их в экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знание детей о воздухе и его свойствах. Опытническим путем доказать детям свойства воздуха : прозрачен, невидим, не имеет запаха, лёгкий, тёплый, холодный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
2. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, учить делать логические выводы, активизировать речь и обогащать словарь.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающей жизни, любознательность, желание беречь природу, создать доброжелательный настрой.
Предварительная работа:
• беседы и загадки о воздухе, ветре, наблюдения на прогулке
• чтение книги «Чудо – всюду» - Нуждиной Т. Д.
• игра «Четвёртый лишний»
• просмотр презентации «Свойства воздуха»
• опыты, эксперименты.
Материал и оборудование:
Нюша из воздушных шариков
Корзинка с воздушными шариками
Стаканы с водой (по количеству детей)
Трубочки (по количеству детей)
Подносы
Пакеты (по количеству детей)
Полоски гофрированной бумаги (по количеству детей)
Магнитные доски
Алгоритмы-схемы «Воздух»
Картинки к игре «Четвёртый лишний»
Картинки к игре «Ветер – друг и враг»
Платочек с запахом апельсина
Конверт с загадкой
Ход НОД
Воспитатель:
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки,
Любознательные дети
Всё желают знать на свете.
Воспитатель: очень много вопросов возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получить ответы на свои вопросы?
Дети: прочитать в книгах, спросить у взрослых, узнать в Интернете.
(Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то к нам спешит. Пойду посмотрю.
(Вношу Нюшу из воздушных шаров)
Воспитатель: Вы узнали кто это?
Ответы детей
Воспитатель: Чем же наша гостья необычна?
Дети: Она из воздушных шариков
Воспитатель: Проходите дети и Нюша на подушечки.
Воспитатель: Что это у тебя? (Беру конверт с загадкой)
Нюша: Не могу я загадку отгадать. Помогите мне, дети.
Воспитатель: поможем Нюше?
Ответы детей
(читаю загадку)
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Дети: воздух
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей
Нюша: Спасибо вам, дети. Но что такое воздух? Я о нём ничего не знаю.
Воспитатель: Нюша, наши дети тебе расскажут много интересного про воздух. Слушай и запоминай.
Воспитатель: Дети, что такое воздух?
Дети: воздух это то, чем мы дышим.
Воспитатель: А где есть воздух?
Дети: везде
Воспитатель: А для чего он нужен?
Дети: для дыхания, жизни.
Воспитатель: А кто дышит воздухом?
Дети: люди, животные, птицы, растения, всё живое.
Воспитатель: А можно жить без воздуха?
Дети: нет
Воспитатель: Почему?
Ответы детей
Воспитатель: А увидеть воздух можно?
Дети: нет
Воспитатель: Давайте расскажем и покажем Нюше, как можно обнаружить воздух. Подойдите к столику, возьмите стакан с водой, наберите воздух и подуйте в трубочку.
(дети выполняют)
Воспитатель: Что появилось в воде?
Дети: пузырьки
Воспитатель: А пузырьки – это что?
Дети: воздух
Воспитатель: Почему пузырьки поднимаются вверх?
Дети: воздух лёгкий
Воспитатель: Дети, а поймать воздух можно?
Дети отвечают
Воспитатель: Давайте проверим. Подходите ко второму столику.
(дети подходят, на столе пакеты)
Воспитатель: возьмите пакет, что в нём есть.
Дети: пакет пустой
Воспитатель: Сейчас мы будем наполнять пакет воздухом
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Каким стал пакет?
Дети: полным
Воспитатель: Вы что-нибудь видите? Что же есть в пакете?
Дети: воздух
Воспитатель: Какой он?
Дети: прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель: Итак, с помощью пакета мы смогли обнаружить воздух, хоть он бесцветный и невидимый.
Воспитатель: Запомнила, Нюша, воздух – бесцветный.
(прикрепляю алгоритм-схему на магнитную доску)
Воспитатель: Проходите, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Дети, если воздух нельзя увидеть, то, наверное, его можно попробовать и узнать какой же он на вкус. Может он горький он горький или сладкий? Лизните воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть вкус?
Дети: воздух безвкусный
Воспитатель: Нюша, ты запомнила, что воздух безвкусный?
(прикрепляю алгоритм-схему на магнитную доску)
Воспитатель: Кто мне скажет, имеет ли воздух запах?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, чистый воздух запаха не имеет.
(прикрепляю алгоритм-схему на магнитную доску)
Воспитатель: Закройте глазки. Что вы чувствуете?
Дети: Запах апельсина
Воспитатель: Правильно, воздух может передавать запахи.
Воспитатель: Вам нравится этот запах?
Дети: да
Воспитатель: А его можно назвать приятным?
Дети отвечают.
Воспитатель: Дети, воздух может передавать и неприятные запахи. Как можно назвать такой воздух?
Дети: загрязнённый
Воспитатель: Правильно, это загрязнённый воздух. Что может загрязнить воздух.
Дети: дым заводов, сигарет, автомобилей.
Воспитатель: Что помогает очищать воздух?
Дети: Леса, растения
Воспитатель: Поиграем в игру «Четвёртый лишний» Какая картинка лишняя и почему?
(показываю картинки)
Дети: автомобиль – загрязняет воздух, лес – очищает воздух.
Воспитатель: Молодцы
Физкультминутка
Мы сидели, мы устали,
Воздух дружно изучали,
А теперь пришла пора,
Отдохнут нам детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши,
И друг к другу повернулись,
Всем друзьям мы повернулись,
Наклонились раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончили зарядку.
Воспитатель: Дети, может ли воздух двигаться?
Дети отвечают
Воспитатель: Мы сейчас Нюше покажем, как увидеть движение воздуха.
Возьмите полоску бумаги за один кончик, наберите воздух и подуйте на бумагу.
(дети выполняют)
Воспитатель: что вы увидели?
Дети: мы увидели движение воздуха
Воспитатель: Как в природе называют движение воздуха?
Дети: ветер
Воспитатель: Ветры приносят тепло, холод, дождь. Ветер может быть другом и помощником. Кому он может быть другом?
(показываю картинки)
Дети отвечают
Воспитатель: Но ветер может быть и врагом-разрушителем? Что может натворить такой ветер?
(показываю картинки)
Дети отвечают
Воспитатель: Я знаю, Нюша, что воздух бывает тёплым и холодным. Когда воздух бывает тёплым?
Дети: летом
Воспитатель: А холодным?
Дети: зимой
Воспитатель: Если произносить разные звуки, мы можем почувствовать тёплый и холодный воздух. Попробуйте произнести звук «С», ладошку поднесём ко рту.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Какой почувствовали воздух?
Дети: холодный.
Воспитатель: А попробуйте произнести звук «Ш». Какой почувствуете воздух?
Дети: тёплый.
Воспитатель: Нюша хочет с нами поиграть в игру «Бывает - не бывает». Если воздух может быть таким будем хлопать, если не может – топать.
Воздух бывает тёплый?
Воздух бывает чистый?
Воздух бывает пушистый?
Воздух бывает лёгкий?
Воздух бывает грязный?
Воздух бывает сердитый?
Воздух бывает холодный?
Воздух бывает полосатый?
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Нюша, как много мы тебе про воздух рассказали. Давайте вспомним, какой воздух бывает.
Дети отвечают
Воспитатель: Что интересного вы запомнили, что понравилось? О чём мы сегодня с вами говорили? А на прощание мы расскажем Нюше стихотворение:
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла.
И лежит на них каймой.
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим!
Воспитатель: Нюша, очень довольна, и хочет нам что-то подарить.
(достаю корзину с шариками)
Воспитатель: Ой, а в них чего-то нет.
Дети: воздуха.
Воспитатель: Мы с вами наполним шары воздухом в группе. А сейчас нам пора прощаться. Давайте скажем всем до свидания.