Татьяна Шлямина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие с радугой» для детей старшей группы с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей о цветах радуги через организацию различных видов деятельности.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
1. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях.
2. Вызвать интерес к изображению радуги : дать элементарные сведения по цветоведению.
3. Закреплять у детей знание цветов радуги в их последовательности.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать сенсорные способности.
2. Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие с радугой“ для детей старшей группы с ЗПР» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Темочки
1. Воспитывать любознательность, наблюдательность.
2. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование и материалы: изображение радуги (плакат, цветы на липучках, круг с липкой лентой, цветные дощечки, разноцветные колпачки, воздушные шары, разрезные картинки; альбомные листы, краски акварельные, кисти, баночки с водой, салфетки; музыкальный центр, диск с записью песни «Радуга» Н. Овсейчик, диск с записью «Голоса леса».
Методы и приемы: наглядный (рассматривание, наблюдение); словесный (чтение, беседа); практический (игры, художественное творчество); пояснение, указания, обобщение, педагогическая оценка.
Форма проведения: подгрупповая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением радуги; чтение сказки «Откуда появилась радуга» перевод с итальянского Е. Прудниковой; разучивание стихотворения «Радуга» Г. Лагздынь.
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие.
Музыкальное сопровождение «Звуки леса».
Воспитатель: Ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь на зеленую траву (имитация вместе с детьми). Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. Слышите, стучит дятел? Поверните голову вправо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Дети, мы с вами очутились на полянке.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку: «Над рекой повисло разноцветное коромысло».
Дети: Радуга!
Воспитатель: Радуга красавица
Вам велела кланяться.
В гости приглашает,
В разноцветный край!
Воспитатель: Радугу можно наблюдать на небе в теплое время года, когда капает мелкий, частый, теплый дождик. И в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко: солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь посмотрите, как выглядит радуга (показывает плакат).
Воспитатель: Вот вам разноцветные колпачки, выбираем, надеваем и отправляемся в гости (дети выбирают колпачки понравившегося цвета).
Воспитатель: Посмотрите впереди разноцветный мостик, нужно его перейти. Ой! Да здесь письмо! (читает) : "Помогите! Ветер-озорник перепутал все цвета!"
Дети: Поможем, поможем!
Проводится игра "Разноцветный мост"
Дети складывают мост по цветам радуги из разноцветных дощечек.
Воспитатель: Давайте проверим! Радуга придумала шутку-подсказку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!" Первая буква каждого слова такая же, как и первая буква названия цвета.
Каждый - красный,
Охотник - оранжевый,
Желает - желтый,
Знать - зеленый,
Где - голубой,
Сидит - синий,
Фазан - фиолетовый.
Воспитатель: Молодцы! Мост перешли, дальше пошли. Вот цветочная поляна (на поляне разноцветные цветы из бумаги). Давайте для Радуги-дуги сплетем венок.
Проводится игра "Радужный венок"
Каждый ребенок берет цветок и прикрепляет к кругу на липучке в соответствии с цветами радуги.
На поляну входит Радуга-Дуга (взрослый в ярком сарафане).
Радуга-дуга : Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй, Радуга-дуга! В гости мы к тебе пришли и подарок принесли (дарят ей радужный венок, одевают на голову Радуге-дуге).
Радуга-дуга : Спасибо ребята! А я вам принесла интересные картинки, но чтобы узнать, что на них изображено нужно их сложить.
Проводится игра «Сложи картинку»
Радуга-дуга раздает детям конверты с разрезными картинками. Дети собирают разрезные картинки (6-8 частей).
Воспитатель: Дети, что изображено на картинках?
Дети: Радуга!
Радуга-дуга : Молодцы, ребята!
Воспитатель: А мы еще игру знаем про Радугу-дугу.
Проводится игра "Ах ты, Радуга-дуга»
Дети бегают по поляне, воспитатель говорит слова:
Ах ты, Радуга-дуга,
Ты высока и туга.
Вся разноцветная - вот красота,
Ты полюбуйся, какие цвета!
Всем теперь понравится
Радуга-красавица!
По окончании слов дети образуют цветной ручеек. Ручеек должен быть построен по цветам радуги. Радуга-дуга проверят правильность построения.
Радуга-дуга : Ребята, посмотрите, посреди поляны много цветов.
Проводится дыхательное упражнение «Аромат цветов»
-Воздух наполнен сладким ароматом, вдохните его. (Дети поворачивают голову вправо-влево, вдох на каждое движение).
-С неба радуга-дуга опустилась на луга,
В поле солнышко играет, оживилось все кругом,
И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.
Воспитатель: А мы, Радуга-дуга, про тебя стихотворение знаем.
Рассказывание стихотворения "Радуга" Г. Лагздынь (хором вместе с воспитателем).
В радуге - семь дужек,
Семь цветных подружек!
Красная дужка - оранжевой подружка!
Желтая дужка - зеленой подружка!
Голубая дужка - синей подружка!
Фиолетовая дужка - всем дужкам подружка!
А пойдут, как обниматься
Разноцветных семь подружек,
Начинают тут сливаться
В белый цвет - семь ярких дужек!
Семицветная дуга – наша
РА-ДУ-ГА!
Радуга-дуга : Молодцы, дети!
Воспитатель: Ребята, на небе появились тучки, давайте попросим Радугу-дугу, чтобы не было дождя.
Закличка (дети повторяют вместе с воспитателем).
Радуга-дуга не давай дождя
Давай солнышко,
Колоколышко!
Воспитатель: Испугались тучки, стали убегать.
Проводится гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».
Солнышко с тучками в прятки играло
(Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки,
Легких – две штучки,
(Поморгать глазами два раза)
Тяжелых – три штучки.
(Поморгать глазами три раза)
Тучки попрятались, тучек не стало.
(Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло.
(Поморгать глазами)
Радугу все увидали.
(Посмотреть глазами вверх).
Радуга-дуга : Молодцы! А у меня для вас есть другая игра!
Проводится игра "Цветные ворота"
Ведущий и Радуга-дуга образуют ворота. Дети берутся за руки, образуя цепочку. Взрослые говорят считалку, а цепочка быстро старается пройти между ними.
Вот цветные ворота,
Пропускают не всегда.
Отворяем ворота,
Пропускаем раз.
Цветные ворота,
Пропускаем два!
А на третий раз
Не пропустим мы вас!
Игроки опускают руки вниз - ворота закрываются. Те дети, которые оказались пойманными становятся воротами. Игра продолжается до тех пор, пока не будет пойман последний игрок.
Воспитатель: Ребята, заскучала наша Радуга-дуга. Давайте нарисуем нашей Радуге-дуге подружек.
Дети. Нарисуем радугу.
Воспитатель просит детей сеть за столы, где разложены альбомные листы и акварельные краски.
Воспитатель уточняет, как дети будут рисовать радугу – концом кисти или всей кистью? Слева направо? Прямо или дугой? Что нужно делать кисточкой после каждого цвета?
Дети: Промыть, просушить о салфетку.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем с пальчиками, чтобы радуга получилась яркой, красивой.
Проводится пальчиковая игра «Тучки и радуга» (авторская разработка)
Утро настает, солнышко встает.
(пальчики из кулачков медленно разгибаются, образуя два солнышка)
Тучки набежали, капли застучали.
(пальцами одной ладошки постукивать по другой ладошке)
Тучки убежали, солнышко открыли.
(растопырить пальцы, образуя два солнца)
Радуга-дуга в небе появилась.
(соединить пальцы обеих ладошек, образуя дугу).
Воспитатель просит детей нарисовать радугу в воздухе сухой кисточкой.
Дети в воздухе рисуют дугу. Затем берут кисточки и рисуют радугу (воспитатель помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания, напоминает последовательность цветов радуги).
Воспитатель читает стихотворение «Цвета радуги» А. Венгер
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета.
Радуга-дуга : Порадовали вы меня! Вот разноцветные шары вам в подарок от меня (дети выбирают воздушный шар понравившегося цвета).
Дети: Спасибо Радуга-дуга!
Звучит музыка Н. Овсейчик «Радуга», воспитатель предлагает детям танец с шариками вместе с Радугой-дугой (произвольно).