Елена Султанова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственно - патриотического воспитания дошкольника. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Наиболее актуальными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и народные игры.
Сюжетно – ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений и формировании положительных морально – нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Дидактические игры -это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т. е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т. е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Дидактические игры развивают у детей сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к обучению в школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность. Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.
Народные игры также являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущий вид деятельности дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (сюжетно-ролевая, дидактическая подвижная, народнВедущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственно - патриотического воспитания дошкольника. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Наиболее актуальными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и народные игры.
Сюжетно – ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений и формировании положительных морально – нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Дидактические игры -это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т. е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т. е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Дидактические игры развивают у детей сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к обучению в школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность. Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.
Народные игры также являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущий вид деятельности дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (сюжетно-ролевая, дидактическая подвижная, народная) оказывает влияние на нравственно - патриотическое развитие ребенка дошкольника.
ая) оказывает влияние на нравственно - патриотическое развитие ребенка дошкольника.